Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

СелеменевС.В.                                                         Новосибирск

АЗБУКА ГРАФИКИ

То, что изображено одним человеком,
может быть понято другим.
Артур Конан Дойль. «Пляшущие человечки»

 

Иногда требуется дедуктивный талант Шерлока Холмса, чтобы вычитать искомое в электронной Сети. Помочь может большая визуализация предлагаемой информации. В этой связи актуальным становится умение быстро высмотреть главное. Экранная (массовая)  культура  -  грубовато развлекает. Однако уже появляются «электронные лубки», наглядно трактующие серьезные вопросы.

Естественная основа «умной» наглядности – графика. Сохраняя чувственно-эмоциональный заряд, она способна также показать смысл «картинки», смещая акцент в изображении на понятийный ряд. Графика дает возможность не только оценить некий результат, но и представляет в явном виде (по элементам, по отдельным шагам) ход осмысления явления, сохраняя при этом образность его подачи.

Электронный формат отображения становится все более распространенным, мы начинаем оперировать понятием «контент», вместо содержания. Свобода и легкость в манипулировании текстом создает реальную предпосылку его обезличивания, несмотря на все заботы об авторском праве. Информационный король рискует оказаться голым. Графика  позволит сберечь индивидуальный «интеллектуальный почерк».

Постепенно вырисовывается новая, электронно-графическая система информационных координат. Пока она рядом с привычной словесно-книжной, однако ее ниша становится все больше. Успехи web-дизайна впечатляют. Заходя на иные сайты, о компании или человеке все понимаешь с полувзгляда. Компьютер может, сохранив авторское своеобразие электронного текста, сделать его еще более привлекательным.

Графической азбукой, с помощью которой будут создаваться такие тексты, надо овладевать уже в школе. Графический почерк должен быть не только индивидуальным, но и «разборчивым». В уже цитированном рассказе Конан Дойля, доктор Ватсон как к детской шалости отнесся к фигуркам пляшущих человечков, на что получил ответ своего друга:«В этих странных рисунках бесспорно заложен какой-то смысл».

Этот смысл великий сыщик  понял не сразу, поэтому не успел предотвратить трагедию. В своем большинстве мы до сих пор снисходительно относимся к компьютерной графике: выражая эмоции, иногда корчим  забавные рожицы – смайлики. Не нарушая эту традицию и подражая создателю образа Шерлока Холмса, основную часть изобразительного ряда статьи оккупируем «воюющими» человечками.

В школе Система графических символов может быть инструментом не столько научного анализа данных, сколько средством творческой обработки информации. Такой подход позволяет, рассказывая о них, отказаться от привычной терминологии: идеограмма, пиктограмма и т.д. «Информационная» символика отличается от суровой однозначности математических или химических знаков гибкостью и подвижностью.

БУКВА

Подвижность учебного изображения - результат использования при его создании универсальных компонентов. Элементарная наглядная конструкция - «графическая буква». Буква имеет собственное значение, но используется прежде всего как строительный материал для создания пространных изображений, несущих разностороннюю информацию. Буква может быть как простым, так и комбинированным изображением.
В конструкции графической буквы важна структура, взаиморасположение  компонентов. Чем дальше от общего к частному, от понятия к конкретному факту, тем более ее начертание  тяготеет к рисунку. Но и в этом случае адекватность предмету изображения достигается не за счет максимального сходства, а за счет «правдоподобия» отдельных деталей. Иерархию букв венчает наиболее унифицированное и стилизованное изображение.

Буквы делятся на разряды. Для указания на явление или предмет, т.е. формального названия, используется простое обозначение. Замещая содержание большого информационного фрагмента, применяем знак. Знак, устойчиво ассоциируемый с определенной информацией,  становится символом.  Охватывает всю  совокупность графических букв понятие «обозначение-символ».

Написать графическую букву значит нарисовать ее и присвоить значение. Предмет (вещь)  показать сравнительно просто. Как изобразить мысль? При ее передаче важен графический акцент на отдельных, значимых именно для нас элементах. Смысловыми линиями становятся  структурные связи конструкции. Характер нашего понимания тем более отчетлив, чем более сложные и опосредованные связи  передаются  изображением.
Отдельные части изображения могут размещаться внутри  контура, задаваемого ведущим элементом конструкции. Иногда они в установленном порядке располагаются вокруг стержневого обозначения-символа. Создавать наглядную конструкцию (НК) можно аналитическим способом, добавляя к обозначению новые детали, и синтетическим - комбинируя два или несколько обозначений.

Поиск соответствующих объекту обозначений–символов является  только отправной точкой. Важен способ размещения «букв», оформляющий  конструкцию как повествование или превращающий ее в проблемное изложение. Суть не в стремлении найти эквивалент слову или предложению, а в возможности напрямую выказать мысль. Возникающий при  рассмотрении НК вопрос говорит об успешном решении этой задачи.

Образная оболочка наглядной конструкции не только напомнит о предмете или явлении, но и послужит спусковым механизмом, включающим ученика в процесс осмысления. Разнообразные «буквы», которыми будет задаваться графический образ, представляют сочетание своего и чужого, придуманного только что и существующего веками. Символы – неотъемлемая часть  культуры (http://www.symbols.com).

Некоторые знаки мы забываем когда в них отпадает  необходимость, какие-то переживают века. Эти «символы вечности», удерживая огромный пласт знаний, сопрягают его с индивидуальным опытом. Деятельность по графическому опредмечиванию мысли не надо расценивать как попытку создания  квазиязыка. Как ни парадоксально, но слишком широкий подход к проблеме сужает сферу применения графики.

Учебная графика не средство общения, а способ оперативной обработки информации, адекватный культуре экрана. Знаки - удобные метки наших раздумий. Основная категория «букв» графической азбуки - обозначения. Самые универсальные и наиболее часто используемые обозначения составляют алфавит.

АЛФАВИТ

Изначально обозначения прочитываются однозначно, без расширительного, символического смысла. Эта группа «букв» составляет своеобразный графический понятийный аппарат, который предлагает несущие, системообразующие элементы для разнообразных символических конструкций, интерпретирующих события или явления, раскрывающих сущностных признаков предмета.

Такие «алфавитные» обозначения самодостаточны, называют только самих себя. Иное содержательное звучание они приобретают в конструкции, соотнесенные с другими обозначениями. Алфавит графически представляет основные (самые общие) категории какой-либо области знаний таким образом, чтобы они были понятны без «слов».  Группа алфавитных обозначений-«букв»  включает
- графические примитивы. Охват круга - целое, все. Правильность квадрата - упорядоченность и организованность, вершина треугольника – иерархия и субординация;
- обозначения важнейших понятий рассматриваемой сферы знаний. В истории – это устоявшееся изображения социальной активности: огонь-«восстание», стрелка-«поход», скрещенные мечи-«сражение» и т.п.
- личные обозначения, часто используемые при передаче содержания. Они отражают индивидуальную манеру начертания, варианты компоновки, способы акцентирования  текста.

В подборе букв  графического алфавита проявляется индивидуальный стиль: будем ли мы в большей мере использовать традиционную символику или чаще оперировать геометрическими примитивами, будут ли это различные комбинации немногих знаков или постоянный набор из нескольких десятков изображений. На языке графики каждый волен говорить со своим акцентом.

На основе «алфавитной» буквы выстраивается ряд других знаков. Для этого добавляем к базовому изображению от одного до трех отличительных элементов, не меняющих его основную (родовую) характеристику, и получаем более частное понятие.

Масштабное и системное представление информации в графике обязательно потребует наличия базовой, постоянной часть обозначений-символов (20-30 букв). Система координат, в которой находятся эти обозначения, - примитивы «на все случаи жизни», предметная символика, индивидуальные значки. Алфавит носит открытый характер в силу необходимости по-своему изображать информацию. Он предлагает азы наглядного отображения.

Работая над созданием НК, какое-то обозначение необходимо развернуть в образ. Его надо увидеть и зафиксировать элементами графики. Это будет образ нашей мысли - нашего понимания и отношения к явлению. Он «материализуется» в композиции как результат продуманного расположения отдельных частей - элементов. Это будет тем целым, которое получается больше, чем составляющие его части.

Накрывая собой конструкцию, образ придает ее тексту символическое значение. Он «вырастает» из той части изображения, с которой, по замыслу автора, должна начаться цепочка умозаключений. В наглядной конструкции сходятся образное и рациональное мышление. Отправная точка для логических построений – символическое изображение, оно помогает сформулировать проблему.

Популярное детективное чтиво последнего времени – роман Дэна Брауна «Код да Винчи». В книге много символов вокруг которых и выстраивается  захватывающая интрига. Главное действующее лицо – образ Моны Лизы, загадочно улыбающейся с холста. Роль сыщика в произведении отводится ученому (кстати, сам Шерлок Холмс также не чурался научных опытов).

Пляшущими человечками, над которыми ломал голову детектив с Бейкер стрит 221b, кодировали информацию (фигуркам соответствовали буквы обычного алфавита). Изображением, посредством графической азбуки, замещаются  целые блоки информации. «Назначается» на это отдельная буква или многозначная конструкция, зависит от решаемых нами  задач, и от характера изображаемых сведений.

КОНСТРУКЦИЯ

Где граница между единичным обозначением-символом, состоящим из нескольких элементов, и небольшой конструкцией? Если смысл отдельного изображения понятен только в контексте всей  композиции, - это НК. Присмотримся к «победителю» на рисунке 4. Да, он выше и мощнее других воинов, но понять предложенное значение, можно только увидев рядом с ним другие, маленькие и тщедушные, фигурки.

Отдельный факт или понятие можно представить одной графической «буквой». Если же необходима многоплановая информационная картина, то создается развернутая конструкция. НК состоит из отдельных компонентов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Они определенным образом позиционируются и уравновешиваются, превращая наглядную конструкцию в единый организм.

При создании пространной конструкции сохраняются те же требования, что и при выработке обозначений-символов. Состав ее компонентов, как и набор элементов в обозначении должен порождать некий информационный образ. Логика изобразительных решений должна быть очевидна. В НК акцент переносится со структуры на композиционное решение, в чем-то условно повторяющее реалии отображаемой информации.

НК выступает как более или менее подробный графический текст. Это – авторская графическая проекция понимания явления или факта. Ее реалистичность может усиливаться узнаваемым контуром текста, соответствующим цветом, правдоподобным расположением отдельных частей. Обязательна деталь,  связывающая текст наглядной конструкции с конкретным событием или явлением.
Конструкцию желательно выстраивать как интеллектуальную задачу на графической основе. Сделать надо так, чтобы рассмотрение ее текста с необходимостью порождало проблему, заставляющую глубже разобраться в содержании.

ОБУЧЕНИЕ  «ГРАФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ»

То, что мы сегодня называем информационными технологиями, – зачастую рутинный перевод печатных текстов в электронные версии. Меняется тип носителя, но неизменной остается печатная основа представляемого содержания. На мой взгляд, применение по настоящему новых технологий должно вести к видоизменению текста. Он становится адекватным компьютеру, легко читается с экрана.

Что можно сделать для этого в школе? Многое. Например, обучая программе PAINT, незамысловатому майкрософтовскому приложению, пора не только учить рисовать бесхитростные картинки, но начинать с ее помощью овладение графическими способами передачи/усвоения информации. Программа - вполне пригодный инструмент для первичного  обучения графической азбуке.

Этот курс начинать необходимо в возрасте 10-12 лет, пока ребенок еще мыслит образами, с готовностью передает свое видение мира через рисунок. Он  верит в значимость картинки,  его воображение еще не подавлено печатным словом-понятием. Но образный ряд, представляющий ему мир, уже начинает тесниться понятийным. Надо воспользоваться этой ситуацией и научить составлять «рисунки из обозначений».

Зримым рубежом окончательной победы формирующегося понятийного аппарата становится осознание ребенком невозможности полно отобразить мир в рисунке. Оперируя словом, мы в разной степени сохраняем способность «рисовать» картины в уме. Не стоит в процессе обучения допускать полного разгрома пестрого войска образов фалангой понятий. Утраченные позиции отвоевываются с большей «кровью».

На рубежах 5-6 классов необходимо задержать умение «видеть», дав новые (знаково-символьные) средства графического выражения и показав приемы создания «учебных» картинок. Начнем конструкторскую работу с известного гимна графического дизайна: «Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек». Напишем «Я» - человечков – работающих, воюющих, поклоняющихся…

Это будут первые буквы графической азбуки.
Научимся  изображать


состояние объекта,
отдельные действия,
развитие процесса.

Предложим систему упражнений, включающую


замещение обозначением объекта (сходство) и понятия (отличительная черта),
переложение печатного текста в графическую конструкцию,
представление символом сложного явления или  крупного события.

Овладевая графическим отображением информации, ученику надо понять условный характер рисунка, его «техническое» назначение. Процесс обучения должен восприниматься им не как усвоение навязываемой системы обозначений, а как создание своей. Ученик  придумывает и рисует свои значки. Стремясь сделать их как можно более информативными, он не должен забывать о придании им образности.

Работа  носит «свободный характер». Учитель задает только самые общие рамки деятельности. Изображение должно быть


1) информативным;
2) стилизованным;
3) компактным.

Следующий этап – замещение НК больших фрагментов информации. Используется целый ряд обозначений-символов. Их необходимо структурировать, определить иерархию, найти единый консолидирующий образ. Сверхзадача - научится соотносить мысль об объекте с его изображением. Надо уйти от прямого «перевода» к подробному «пересказу», а от него к лаконичному «отображению» понимания

В старших классах обучение графической азбуке может начинаться с жестко структурированных записей, потом последуют небольшие «зарисовки», а на завершающей стадии работы – наглядные конструкции. Вначале это простое фиксирование данных, затем особое внимание уделяется поискам образа. Самый высокий уровень умения - постановка проблемы с помощью элементов графики.

Необходимо сразу учиться создавать электронные версии наглядных конструкций, рассматривая эту деятельность как разработку информационных технологий для компьютера.

РАБОЧИЙ СТОЛ ЭКРАНА

Компьютер - черная дыра, поглощающая любой объем информации. Эффективный механизм обратного движения, извлечения нужных сведений еще не отработан. Новую информацию необходимо одновременно редактировать, переосмысливать по-своему уже на стадии получения. НК поможет не только вывести необходимые сведения на экран монитора, но и сфокусировать внимание на главном.

Графические конструкции на экране - своеобразный информационный авангард. Вспомним «Черный квадрат» Малевича. Он является площадкой, на которой  сходятся мысли человека, рассматривающего картину. Возникает обманчивый эффект, что эти мысли рождены самим квадратом… На месте этой фигуры могут оказаться композиции Кандинского или авторские наглядные конструкции.

Мы всегда проецируем свою мысль на некий «квадрат», будь то навощенная дощечка или грифельная доска. Экран компьютера дает невероятную возможность получать при этом обратную связь. Это уже не привычная tabula rasa, а бездонный информационный колодец. Для того, чтобы «напиться» из него, необходимы новые знаки-символы, которые свяжут изображение на экране с  фактической базой, размещенной во чреве компьютера.

Угол информационного захвата НК может быть разным. Регулируется ее развертка буквами графической азбуки. Создать изображение нетрудно. С PAINT можно начинать. Более сложные проекты играючи выполняется в CORELDRAW, затем конвертируются в растровый формат JPEG/JPG. Главное не техника: создавая изображение надо более или менее отчетливо «прорисовывать»  границы собственного понимания, выразить себя.

Коммерческая ипостась экранной культуры - штамп. Постоянно показываются различные логотипы – их почему-то надо помнить и любить.  Для обучения  требуются образы-мысли, над которыми надо задуматься и понять. Оформляя соответствующим образом учебный графический «квадрат», надо суметь сконцентрировать сведения, достаточные для решения какой-либо познавательной задачи.

Экран – монтажный стол для информации, здесь завершается технологическая цепочка по ее преобразованию. Информационная технология - это  переработка необходимых сведений в современный формат (новый текст), который можно и нужно разместить на экране. Полученные электронные тексты легко хранятся, передаются, тиражируются и - очень важно - видоизменяются. Менять можно не только объем, но и формат представления.

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

Элементарными графическими частицами передается свое видение, понимание явления или факта. Серьезная проблема – оптимально сбалансировать индивидуальный  материал и общепринятую символику. Правильно найденное соотношение должно обеспечить творческий характер графического изображения. Расставляя на информационном поле свои опознавательные знаки, необходимо помнить

  • транслируя, используем универсальные обозначения, выделяя главное,
  • анализируя, придумываем  знак, захватывая необходимую часть,
  • интерпретируя, сгущаем до символа, обрамляя целостную картину.

Утверждение экранной культуры идет через поглощение части форм и средств обработки информации, присущих печатному слову. С другой стороны, почти все на экране можно воспроизвести «вживую». Однако мы и раньше все чувствовали (могли увидеть прежде всего), но рациональное мышление всегда было важным этапом познания. Чтобы осмыслить, нужен понятийный аппарат.

«Прямое» видение на экране также необходимо опосредовать условной системой представления, которая вскрывает главные признаки и основные взаимосвязи. Это, на мой взгляд, наиболее органично сделает графика. Она позволит нам «думать». глядя на экран. От праздного разглядывания логотипов рано или поздно мы перейдем к чтению серьезных наглядных конструкций.

Графика – инструмент осмысления информации. В условиях, когда все больший объем сведений «вписывается» в экран с помощью изображений, необходимо овладевать азами графической грамоты. Добавляя ко всему сказанному выше, отметим, что технологии, основанные на сочетании экранного предъявления и графического представления,  открывают ряд новых возможностей.

1.  Превратиться из потребителя информации в производителя. Представив ее графическим меню, можно добавить свой кусочек в глобальную паутину виртуального информационного пространства.

2. Представлять себя в глобальном информационном пространстве. Графическая визитная карточка станет своеобразным Интернет-гербом. Появится компьютерная геральдика, торговать станут не только доменными именами, но и гербами. Информационная геральдика может стать перспективным направлением web-дизайна: едва ли у многих найдется достаточно времени и необходимого оцифрованного материала на создание содержательно сайта.

3. Хранить информацию в своем интеллектуальном потфолио. Недалек тот день, когда вместе с аттестатом ученику будут вручать DVD с наработанным им материалом. На нем будет не только информация по «теме» ученика, но и графические конструкции, в которых она интерпретировалась. Всегда можно быстро вернуться к своим наработкам, окинув их одним взглядом.

Закончу статью фразой, упорно приписываемой Ш.Холмсу: «Элементарно, Ватсон!». Она обычно прочитывается: «Все просто, доктор». В предложенном контексте реплика приобретает несколько иное звучание: научитесь складывать из элементов-букв наглядную конструкцию. Великому сыщику не удалось предвосхитить картину будущего преступления, потому что ему не хватало нескольких пляшущих человечков.

В условиях все большей «экранизации» информации чтобы видеть и понимать, нам потребуется знание графической азбуки.

 

 

semenev1958@mail.ru