НОВАЯ НАГЛЯДНОСТЬ
Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Это утверждение не требует доказательства. Но сегодня становится бесспорным и то, что характер учебной наглядности, средства ее выражения и предъявления должны кардинально измениться.
Ученику, который с замиранием сердца в третий раз смотрит по видео «Гладиатора», мысленно ставя себя на место Максимуса-Кроу, ученику, который в «Эпохе империй» (игре с хорошей графикой) чуть ли не по настоящему сражается с ордами Чингисхана, уже недостаточно диафильма «Восстание Спартака» и картины «Оборона города Владимира от монголо-татар».
Необходима новая концепция школьной наглядности. В конечном счете будут созданы виртуальные исторические миры, в жизни которых интерактив позволит ученику участвовать напрямую, но вряд ли это произойдет очень скоро, пока что это «ракетные поезда» Циолковского, да и более реальный проект по созданию масштабного Web -учебника истории, со страницами, разбросанными по всей Паутине, тоже еще мечта.
Я считаю, что в течение ближайшие 10-15 лет будут востребованы наглядные конструкции переходного типа, заключающие в себе весь объем необходимой учебной информации и совместимые с новыми информационными технологиями. С их помощью вокруг опорного конспекта (а речь идет именно о нем) создается мощная инфраструктура. Подключение наглядной конструкции через систему ссылок к ресурсам Интернета сделает ее черезвычайно убедительной.
Попытки создания российских электронных учебников по истории на CD , следует признать не очень удачными потому, что в них не найден оптимальный баланс между текстом и графикой. Такую возможность дает использование опорного конспекта - развернутой наглядной конструкции, содержащей расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющие быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.
Начинать работу по созданию новой наглядности надо с переосмысления роли ОК, его потенциала, с точки зрения современных реалий в информационной сфере. В этой связи принципиальную важность приобретают вопросы: как создавать ОК, какими критериями при этом руководствоваться и на что обратить особое внимание при их составлении. Ответить на них я попытался с помощью самих опорных конспектов: текст статьи построен как наглядная конструкция.
СОЗДАНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА
ОПЕРАЦИИ
1. очерчивается круг источников по выбранной теме;
2. прорабатываются материалы с выделением (подчеркиванием) значимых слов и цифр;
3. отбираются необходимые смысловые единицы и последовательно выписываются с одновременной заменой отдельных понятий обозначениями;
4. разделяется полученная запись на блоки с предварительным выделением главного в тексте;
5. оформляются отдельные связки и структурируется весь текст;
6. исключаются, повторы, находятся более емкие обозначения, уменьшающие объем текста;
7. устанавливается требуемое соотношение слов и обозначений;
8. обозначаются окончательно уровни текста;
9. определяется место главного зрительного напряжения;
выделяются гарнитурой шрифта, размером или цветом;
10. находится образ, адекватный задуманной интерпретации темы;
11. вживляются сигналы-крючки;
12. окончательно "отделывается" текст (в случае необходимости) под плакат или формулу;
Обозначения опорных конспектов часто называют «иероглифами». Это натолкнуло на мысль сделать «египетскую» страничку. Стилизация получилась несколько ироничная: труд строителей пирамид несопоставим с усилиями по созданию ОК, которые не являются непогрешимыми священными текстами, вызывающими трепетное поклонение (однако некоторое умственное напряжение при составлении наглядных конструкций и вдумчивое отношение к их применению все же требуется). Обозначения - системообразующий элемент опорного конспекта, они «делают» его лицо, превращая простую наглядную конструкцию в опору. Начальный этап работы требует концентрации внимания именно на них.
ОБОЗНАЧЕНИЯ
условные знаки (буквы, цифры, иные символы), используемые для передачи информации о фактах, признаках понятий. 40-60 базовых обозначений, используемых многократно и имеющих строго определенное значение (за ними стоят основные исторические понятия и те, которые показывают отношения между явлениями, событиями) Совокупность обозначений и ключевых слов, составляющих опору - ТЕКСТ ОК. В нем выделяются:
а) связки - несколько обозначений, соединенных определенным образом и передающих большой самостоятельный эпизод, отделяются пробелом
б) блоки (части) - совокупность 3-8 связок, охватывающая один из разделов темы, выделяется рамкой.
в) уровни - разные масштабы обозначений, соответствующие степени сложности или значимости передаваемого ими содержания, устанавливаются размером и характером написания.
Основные УСЛОВИЯ создания ОК
-точное определение объема информации, закладываемой в опору
-ясное обозначение логики изложения
-правильная расстановка акцентов
ОК можно составить как по одному, так и нескольким источникам. Жанр публикации особой роли не играет, это может быть учебник, научная статья, публицистика, отрывок из монографии и т.п. В зависимости от содержания большее значение получают одни признаки ОК и отходят на второй план другие. Например, конспект о войне надо составить так, чтобы была показана динамика боевых действий, а предложенная структура соотносилась с привычным восприятием этих событий (как на карте). ОК, в котором главное -передача смысла произошедшего, трактовка какого-либо события, должен содержать выразительный образ и быть весьма лаконичным. Если опора содержит в своем тексте большой объем фактического материала, то надо добиваться, чтобы она легко читалась (была доходчива).
Составляя из обозначений и слов наглядную конструкцию, следует помнить, что привлекает ВНИМАНИЕ
-повышенная оригинальность
-динамичность композиции
-необычность формы
-большая контрастность
-точка взаимодействия Выделение одного среди других
-правильные фигуры
-близко расположенные элементы
-далеко отстоящие точки
ОСЛАБЛЯЕТ внимание
-равнозначность всех элементов
-излишняя организованность
-очаговость
Когда эти требования выполняются применительно к единичному символу или небольшой группе обозначений (2-5) получается сигнал. Выразительность, броскость, яркость - его непременные качества. Становясь сигналом, обозначение начинает «резать глаза», и опора тогда эффективна на 100%. К памяти работающего с ОК приходится "цеплять" много информации, поэтому развернутая наглядная конструкция содержит, как правило, не один ОС, а несколько. Очевидно, что какой-то из них будет самым важным, он выражает главную мысль.
При составлении опор можно использовать и отдельные элементы уже готовых шрифтов, извлекая подходящие для этой цели. Свобода манипулирования ими серьезно ограничена, однако, инструмент Надпись дает возможность разместить символы "по своим местам" в тексте ОК.
Первоначальные навыки по составлению опорных конструкций можно приобрести, раскрывая с их помощью содержание отдельных понятий.
СЕЛЕМЕНЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ учитель истории школы №175 г.Новосибирска
|