Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

Статья написана в соавторстве с Ткаченко Анной Александровной

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

Открытие информационных шлюзов и снятие всех табу привело к образованию «информационных воронок», которые серьезно усложнили прохождение школьниками образовательного фарватера. Отчасти разрядить ситуацию может использование эффективного современного оборудования (компьютеров) и изменение навигационных карт (учебных пособий). По-настоящему новая учебная книга должна изначально создаваться так, чтобы ее текст органично смотрелся на экране компьютера. Основными принципами построения такого текста становятся обозримость и выразительность. Мы понимаем их как возможность «схватить» все одним взглядом и быстро увидеть главное. Приемы подобного воздействия хорошо отработаны в рекламе: плакат, ролик, этикетка и т.п. Конечно, знания, поставляемые школой ученику,- продукт специфический, и все же нам необходимо больше думать над тем, как сделать его привлекательным внешне. К тому же, информации стало так много, что сейчас требуется подать часть, деталь и сделать это оперативно. На смену «прочитать и понять» приходит «увидеть и понять».

В учебниках длинные монотонные объяснительные тексты постепенно будут вытесняться разнообразными наглядными конструкциями, важнейший элемент которых - обозначение. Вряд ли стоит думать, что новые способы предъявления информации станут доминировать. Массированное использование знаков-символов привело бы в конечном счете к появлению еще одной системы кодирования (в этом если и появится необходимость, то еще очень не скоро). Однако более широкое применение наглядных конструкций мы считаем оправданным уже сегодня. Это дает, кроме всего прочего, разрядку знакового фона, делает его более прозрачным. Появляется «физическая» возможность вывести на первый план учебного пособия (по гуманитарным предметам) главные артефакты культуры. Безусловно, ими являются тексты-памятники. Именно они, на наш взгляд, должны стать системообразующим элементом современных учебников.

Объяснительный текст можно без особой жалость «рвать на куски» и замещать знаками-символами, их сочетаниями. Отношение к тексту-памятнику должно быть бережным по определению. А в нем Слово - господин. Как, сохраняя целостность документа, сделать его максимально наглядным? Мы не можем игнорировать тот факт, что появление компьютера нарушает сложившийся баланс между формой и содержанием любого учебного текста. К умной машине мы присаживаемся не читать, а считывать. Всего одна буква меняет ситуацию учения качественно. Первая реакция, как всегда опосредованная, но уже заметная,– увеличение объема иллюстративного «показательного» материала в методических изданиях. В них уже не жалеют место для организации зрительного ряда. Однако попыток осмыслить новую роль изображения, его особенности в «компьютерном контексте» - мало.

Специфика считывания с экрана монитора неизбежно потребует иного форматирования традиционного текста. Страницей электронной книги становится экран. Если мы выведем на него стандартные 21 на 29,7 то мало что увидим. Придется размежевать привычную «площадь», проводя визуально воспринимаемые границы, делящие ее как минимум на 2 части, и принимать модульное размещение материала как естественное и необходимое. Уже имеющиеся компьютерные программы дают широкие возможности для обработки текста. Всю структуру учебного пособия коренным образом изменяет возможность создания гипертекста. На смену одномерному печатному пространству, когда на 2-3 листах необходимо разместить буквально все, приходит многомерное, организуемое с помощью ссылок, когда можно осуществить свой, индивидуальный вариант прохождения курса.

Электронное пособие не может обойтись без полноценного печатного варианта. Наверное, главная особенность последнего будет в том, что он составляется из «главных страниц» разделов электронной версии. Это уже далеко от традиционного параграфа не только по своей структуре, но и содержанию (тексты-памятники, наглядные конструкции, указатели, меню). Текст-памятник становится композиционным ядром «главной страницы». На компьютере он доступен ученику в различных редакциях и разном объеме. Необходимо «подсветить» его важнейшие смысловые элементы, «сделать живым». Действовать надо осторожно, чтобы не превратить его в обычный опорный конспект. Текст структурируется таким образом, чтобы можно было начинать работу непосредственно в его теле. «Серые участки» –сигнал к тому, чтобы включать в работу свое «серое вещество», выполняя требуемые задания. В электронной версии за отдельными такими вопросами скрывается целый комплекс заданий. Прямое вторжение в текст уменьшает дистанцию между учеником и автором, учеником и Героем. Появление «инородных» графических элементов внутри должно усилить, подчеркнуть значимые моменты. Например, любой рисунок можно поместить за текст ( W 97, панель Настройка изображения, кнопка Изображение, команда Подложка) и включить эффект 25-го кадра. Вряд ли каждый ученик будет рассматривать детали такого изображения, но оно непроизвольно будет удерживать его в определенном смысловом поле.Для того чтобы текст «с порога» не отторгался учеником, надо сделать его «одежку» привлекательной (одних иллюстраций мало). Сегодня это может быть решающим условием успеха.

Свое видение того, как представлять учебный текст, мы даём на примере «Хождения за три моря» А.Никитина. Это отнюдь не идеальная модель, но нам кажется важным сделать разговор о современном учебнике конкретным.

"ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ" АФАНАСИЯ НИКИТИНА

За молитву святых отець наших. Господи Исусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, раба своего грешного Афонасья Микитина сына.Се написах свое грешное хожение за три моря: 1-е море Дербеньское, дориа Хвалитьскаа; 2-е море Индейское, дорея Гундустанскаа; 3-е море Черное, дориа Стебольская. Поидох от Спаса 1 святаго златоверхаго и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго, и от владыкы Генадия Тверскаго, и Бориса Захарьича 2 . И поидох вниз Волгою.

А Василий Папин 3 , однако, город уже проехал, и я в Нижнем Новгороде две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха 4 татарского. А ехал он с кречетами от великого князя Ивана , и кречетов у него было девяносто. Поплыл я с ними вниз по Волге. < ? > Плывем мы мимо Астрахани, а месяц светит, и царь нас увидел, и татары нам кричали: "Качма - не бегите!" А мы этого ничего не слыхали и бежим себе под парусом. За грехи наши послал царь за нами всех своих людей. Настигли они нас на Богуне и начали в нас стрелять. У нас застрелили человека, и мы у них двух татар застрелили. А меньшее наше судно у еза 5 застряло, и они его тут же взяли да разграбили, а моя вся поклажа была на том судне. Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно на мели в устье Волги, и тут они нас настигли и велели судно тянуть вверх по реке до еза. И судно наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море, а назад, вверх по реке, не пропустили, чтобы вести не подали.

пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент: в одном судне посол Хасан-бек, да тезики 6 , да нас, русских, десять человек; а в другом судне - шесть москвичей, да шесть тверичей, да коровы, да корм наш. < ? > И пришли мы в Дербент, и Василий - благополучно туда пришел, а мы ограблены. Поехали мы к ширваншаху, в ставку его, и били ему челом, чтоб нас пожаловал, чем дойти до Руси. И не дал он нам ничего: дескать, много нас. И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят. А иные остались в Шемахе, иные же пошли в Баку работать. А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый 7 , а из Баку пошел за море - в Чапакур. < ? > А из Тарома пошел к Лару, а из Лара - к Бендеру - то пристань Ормузская. И тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская; до Ормуза-града отсюда четыре мили идти. А Ормуз - на острове, и море наступает на него всякий день по два раза. Тут провел я первую Пасху, а пришел в Ормуз за четыре недели до Пасхи. И потому я города не все назвал, что много еще городов больших. Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве 8 с конями за море Индийское. < ?>

И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много - дивятся белому человеку. У тамошнего князя - фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних - фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят - фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют.

< ? > Правит тут индийский хан - Асад-хан джуннарский, а служит он мелик-ат-туджару 9 . Войска ему дано от мелик-ат-туджара, говорят; семьдесят тысяч. А у мелик-ат-туджара под началом двести тысяч войска, и воюет он с кафирами 10 двадцать лет: и они его не раз побеждали, и он их много раз побеждал. Ездит же Асадхан на людях. А слонов у него много, и коней у него много добрых, и воинов, хорасанцев 11 , у него много. А коней привозят из Хорасанской земли, иных из Арабской земли, иных из Туркменской земли, иных из Чаготайской земли, а привозят их все морем в тавах - индийских кораблях.

И яз грешный привезл жеребца в Ындейскую землю, и дошел есми до Чюнеря Бог дел поздорову все, а стал ми во сто рублев. Зима же у них стала с Троицына дни. А зимовали есмя в Чюнере, жили есмя два месяца. Ежедень и нощь 4 месяцы всюда вода да грязь. В те же дни у них орют да сеют пшеницу, да тутурган, да ногут, да все съестное. Вино же у них чинят в великых орехех - кози гундустанская…… 12 ... В Ындейской же земли кони у них не родят, въ их земле родятся волы да буйволы, на тех же ездят и товар, иное возят, все делают. < ? > Зиме же у них ходит люди фота на гузне, а другая по плечем, а третья на голове; а князи и бояре толды на себя въздевают порткы, да сорочицу, да кафтан, да фота по плечем, да другою опояшет, а третьего голову увертит. < ? > А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин - русин. И он молвит: "Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу - в Махметдени; а не станеш в веру нашу, в Махматдени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму". А срок учинил на четыре дни, в Оспожино говейно на Спасов день. И Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велел погибнути в Чюнере с нечестивыми.

И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанец, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково Осподарево чюдо на Спасов день. Ино, братие рустии християня, кто хощет пойти в Ындейскую землю, и ты остави веру свою на Руси, да воскликнув Махмета да пойти в Гундустанскую землю. Мене залгали псы бесермены, а сказывали всего много нашего товара, ано нет ничего на нашу землю: все товар белой на бесерменьскую землю, перец да краска, то и дешево. (дать перевод)

< ? > В Бидаре на торгу продают коней, камку 13 , шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. < ? > А здесь люди все черные, все злодеи, а женки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд, господ ядом морят. В Индийской земле княжат все хорасанцы, и бояре все хорасанцы. А гундустанцы все пешие и ходят перед хорасанцами, которые на конях; а остальные все пешие, ходят быстро, все наги да босы, в руке щит, в другой - меч, а иные с большими прямыми луками да со стрелами. Бой ведут все больше на слонах. Впереди идут пешие воины, за ними – хорасанцы в доспехах на конях, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи, по кентарю 14 весом, да облачают слонов в доспехи булатные, да на онах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами. Есть тут одно место - Аланд, где шейх Ала-ад-дин (святой лежит) и ярмарка бывает. Раз в год на ту ярмарку съезжается торговать вся страна Индийская, торгуют тут десять дней; от Бидара двенадцать ковов 15 . Приводят сюда коней - до двадцати тысяч коней - продавать да всякий товар привозят. В Гундустанской земле эта ярмарка лучшая, всякий товар продают и покупают в дни памяти шейха Ала-ад-дина, а по-нашему на Покров святой Богородицы . А еще есть в том Аланде птица гукук, летает ночью: кричит: "кук-кук"; а на чьем доме сядет, там человек умрет, а захочет кто ее убить, она на того огонь изо рта пускает. < ? >

Считал ли Никитин Индию страной сказочных богатств?

Доводы, подтверждающие ваш выбор, найдите и выделите в тексте

Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да свирельников десять человек. А когда султан выезжает на прогулку с матерью да с женою, то за ним всадников десять тысяч следует да пеших пятьдесят тысяч, а слонов выводят двести и все в золоченых доспехах, и перед ним - трубачей сто человек, да плясунов сто человек, да ведут триста коней верховых в золотой сбруе, да сто обезьян, да сто наложниц, гаурыки называются.

< ? > Продал я своего жеребца в Бидаре. Издержал на него шестьдесят восемь футунов, кормил его год. < ? > И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой), христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя - ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама, а буты 16 , говорят, и есть Адам и весь род его. А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест. Пробыл я в Бидаре четыре месяца и сговорился с индусами пойти в Парват, где у них бутхана 17 – то их Иерусалим, то же, что для бесермен Мекка 18 . Шел я с индусами до бухтаны месяц. И у той бухтаны ярмарка, пять дней длится. Велика бутхана, с пол-Твери, каменная, да вырезаны в камне деяния бута. < ? > И съезжаются все нагие, только повязка на бедрах, и женщины все нагие, только фата на бедрах, а другие все в фатах, да на шее жемчугу много, да яхонтов, да на руках браслеты и перстни золотые. (Ей-богу!) А внутрь, к бутхане, едут на быках, рога у каждого быка окованы медью, да на шее триста колокольцев и копыта медью подкованы. И тех быков они называют ачче. Индусы быка называют отцом, а корову - матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. < ? > О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище Божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста и четыре Пасхи прошли, а я, грешный, не знаю, когда Пасха или пост…книг у меня нет. < ? > Бесерменин же Мелик сильно понуждал меня принять веру бесерменскую. Он же мне говорит: «Истинно видно, что ты не бесерменин, но и христианских обычаев не соблюдаешь».

В Бидаре луна полная стоит три дня. В Бидаре сладких плодов нет. В Индостане большой жары нет. Очень жарко в Ормузе и на Бахрейне, где жемчуг родится, да в Джидде, да в Баку, да в Египте, да в Аравии, да в Ларе. < ? > В Севасской округе и в Грузинской земле всего в изобилии. И Турецкая земля всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дешево там все съестное. Да и Подольская земля всем обильна. А Русь (Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости! Боже, Боже, Боже!). Господи, Боже мой! На тебя уповал, спаси меня, Господи!

Пути не знаю - куда идти мне из Индостана: на Ормуз пойти - из Ормуза на Хорасан пути нет, и на Чаготай пути нет, ни в Багдад пути нет, ни на Бахрейн пути нет, ни на Йезд пути нет, ни в Аравию пути нет. Повсюду усобица князей повыбивала. На пятую Пасху решился я на Русь идти. Вышел из Бидара за месяц до бесерменского улу байрама (по вере Мухаммеда, посланника Божья). А когда Пасха, Воскресение Христово, - не знаю, постился с бесерменами в их пост, с ними и разговелся, а Пасху отметил в Гулбарге, от Бидара в десяти ковах. < ? > Тут я, окаянный Афанасий, рабище Бога вышнего, творца неба и земли, призадумался о вере христианской, и о Христовом крещении, о постах, святыми отцами устроенных, о заповедях апостольских и устремился мыслию на Русь пойти.

Взошел в таву и сговорился о плате корабельной - со своей головы до Ормуза града два золотых дал. Отплыл я на корабле из Дабхола-града на бесерменский пост, за три месяца до Пасхи. Плыл я в таве по морю целый месяц, не видя ничего. А на другой месяц увидел горы Эфиопские… < ? > В той земле Эфиопской были мы пять дней. Божией милостью зла не случилось. Много роздали рису, да перцу, да хлеба эфиопам. И они судна не пограбили. А оттуда шли двенадцать дней до Маската. В Маскате встретил я шестую Пасху. В Трабзон же пришел на Покров святой Богородицы и приснодевы Марии и был в Трабзонё пять дней. Пришел на корабль и сговорился о плате - со своей головы золотой дать до Кафы 19 , а на харч взял я золотой в долг - в Кафе отдать. И в том Трабзонё субаши 20 и паша много зла мне причинили. Добро мое все велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали все. И что было мелочи хорошей - все выграбили. < ? > Божией милостью дошел я до третьего моря - Черного, что по-персидски дарья Стамбульская.

Назвать самые трудные моменты путешествия А.Никитина

Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста. < ? > Милостию Божией прошел я три моря. Аминь!

Во имя Господа милостивого, милосердного. Господь велик, Боже благой. Господи благой. Иисус дух божий, мир тебе. Бог велик. Нет Бога, кроме Господа. Господь промыслитель. Хвала Господу, благодарение Богу всепобеждающему. Во имя Бога милостивого, милосердного. Он Бог, кроме которого нет Бога, знающий все тайное и явное. Он милостивый, милосердный. Он не имеет себе подобных. Нет Бога, кроме Господа. < ? >

semenev1958@mail.ru