Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ И КОМПЬЮТЕР: СОЗДАНИЕ НАГЛЯДНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Необязательное вступление.
Статьи, содержащие аббревиатуру ОК, берут в руки как бомбу или, в лучшем случае, как бритву обоюдоострую. Жаркие споры десятилетней давности по поводу этих самых опорных конспектов так ничего и не прояснили. Кто-то до сих пор переоценивает их возможности, для большинства же не понятно, что это такое, а некоторые вообще полагают, что они вредны. И все же, все же... Поэт волен выстраивать свои тексты как лестницу из слов. Учитель может передавать информацию, используя не только слова, но и обозначения в большей степени, чем того допускает общепринятая практика преподавания.

Компьютер из дорогой игрушки превращается в средство обучения. Его применение открывает новые возможности не только перед учениками (часто указывают только на этот аспект), но и перед учителями. Методические средства вполне традиционные, устоявшиеся, или, наоборот, новаторские, но по ряду причин не укоренившиеся на засушливой школьной почве, могут получить новый импульс для развития, если будут задействоваться через компьютер. Новые информационные технологии дают шанс опорному конспекту занять более прочное место в методическом арсенале учителя.

ОК - одна из наиболее известных разновидностей наглядных конструкций (иногда этим термином называют все наглядные конструкции используемые в обучении). ОК - это совокупность обозначений и слов, которая имеет явно выраженную структуру. Суть ОК в возможности быстро передать/воспринять информацию, чему в значительной степени как раз и способствуют особенности его структуры. Его признаки: предельная лаконичность, структурированность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость) и воспроизводимость. Может передавать разноплановую информацию любого объема. Специфика отображаемых фактов и понятий определенным образом сказывается и на тексте самой конструкции.

ОК используется для решения конкретных учебных задач, и в зависимости от этого выбирается тот или другой вариант опоры. Это может быть формула (опорный сигнал), которую отличает компактность и выразительность. Она передает наиболее значительные факты и основные смыслы. Плакат - рассчитан прежде всего на быстрое восприятие информации, что обеспечивается использованием немногочисленных, достаточно больших по размеру обозначений-образов, имеющих четкие контуры. И собственно конспект - развернутая наглядная конструкция, позволяющая быстро воспринять и усвоить значительный объем информации .

Текст ОК есть совокупность обозначений и ключевых слов. Обозначения являются системообразующим элементом опоры, представляют собой условные знаки (буквы, цифры, иные символы), используемые для передачи информации о факте, признаке понятия. В ОК используются отдельные слова и (реже) словосочетания, образуя своеобразный второй эшелон текста.

Новые способы предъявления информации, которые пришли в школу вместе с компьютером изначально предполагают передачу ее в сжатом, буквально спрессованном виде. Наглядные конструкции напрямую предназначены для этого, и, безусловно, найдут более широкое применение в практике преподавания, особенно при составлении электронных учебных пособий. Текст опорного конспекта на экране монитора "у себя дома", к тому же легко создается с помощью компьютера, например, в такой широко применяемой программе, как Word 97. Этот текстовой процессор имеет встроенные средства создания и обработки графических изображений: простые, понятные и надежные, как винтовка Мосина обр.1891 г.

Графические объекты (обозначения) можно рисовать непосредственно в тексте создаваемого конспекта каждый раз заново. Однако удобнее, нарисовав их один раз, хранить в отдельном документе(Алфавит, Словарь символов...). Это несколько десятков базовых условных знаков, имеющих строго определенное значение и используемых многократно при составлении опоры по истории.

Для создания и настройки обозначений используется панель инструментов Рисование. Чтобы нарисовать графический объект «человек» нажимаем кнопку Линия и с помощью указателя мыши начнем творить образ. Наш «человек» состоит из нескольких (4) элементов. «Ручки-ножки» - два коротких отрезка перекрещивающихся под углом ~45 рисуем, удерживая клавишу Shift, чтобы обеспечить нужный наклон, затем выделяем и группируем оба элемента. Тем же инструментом проводим «туловище». Посредством инструмента Овал приделываем "голову", опять удерживая клавишу Shift, чтобы она оказалась круглой. При необходимости заливаем ее «серым веществом»: выделяем окружность с помощью кнопки Выбор объектов (щелчок мыши), раскрываем меню Формат/Границы и заливка/.

Чтобы "человек" получился хорошо сложенным, необходимо осуществить подгонку отдельных элементов. Делать это лучше при увеличении до 500%, если мы создаем небольшой объект в тексте конспекта. Не забыв разгруппировать объект, а затем выделив отдельно редактируемый элемент, раскрываем меню Действия, выбираем команду Начать изменение узлов и действуем мышкой, сокращая или увеличивая размеры, меняя положение объекта. При необходимости, дважды щелкнув на каком-либо элементе нашей фигуры, вызовем диалоговое окно Формат объекта: вкладки Размер и Размещение. Корректируя численные значения в соответствующих окнах, мы можем автоматически изменить как размеры, так и положение отдельных частей «тела». Иногда только таким образом все ставится на свои места потому, что мышка ведет себя капризно, когда работает с небольшими объектами. Правда, можно пойти другим путем, нарисовать большого человека, во весь экран, а затем изменить его параметры до нужных, с помощью тех же вкладок. Базовое обозначение готово, добавляя к нему новые элементы, или расчленяя его можно создавать новые.
(следует заметить, что W97 позволяет осуществлять доступ к указанным выше командам разными путями)

НАГЛЯДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

КОНСПЕКТ
Многословные конспекты удобнее всего создавать в таблице. Word 97 имеет встроенные средства создания и изменения таблиц, в ячейках которых размещаются и слова и графика. В таблице можно задавать разметочные линии сетки, невидимые при печати, разбивая весь текст ОК на отдельные блоки. Изменения в одной такой ячейке не влекут за собой разрушительных подвижек во всех остальных частях конструкции. При создании и редактировании таблиц удобно пользоваться панелью инструментов Таблицы и границы. Создав пустую таблицу (до заполнения ее ключевыми словами), нарисуем обозначения или уже готовыми перенесем их из другого документа через Буфер обмена (в этом случае в диалоговом окне Формат объект надо снять обтекание, если у значка оно было).

Для ОК “Февральская революция” потребовалась таблица в 3 столбца (по числу блоков), затем каждый из них был разбит на 3 ячейки (по числу связок- групп обозначений, передающих важнейшие эпизоды темы). В этот каркас внедрялись обозначения. Очень важно правильно расставить акценты за счет увеличения или уменьшения масштаба изображения того или иного символа. Особое внимание уделялось цветовой гамме (в развернутой конструкции расцвечиваются, как правило, только обозначения). После этого в ячейки впечатывались ключевые слова. В режиме просмотра Обычный, который не выводит на экран графические объекты, уточнялся характер написания отдельных слов (гарнитура шрифта, его размер, интервал , курсив и т.п.) с целью достижения его максимальной наглядности. На завершающем этапе работы редактировалась вся конструкция в целом, так, чтобы она действительно помогла быстро и точно донести содержание темы.

ПЛАКАТ на ту же тему создан по другой технологии. Ряд обозначений оснащается соответствующими комментариями, выполненными инструментом Надпись. Так удобно работать с опорами, имеющими большую площадь фона, вставить в них нужный текст не составляет особого труда (другое дело – насыщенный конспект, там наслоение надписей очень скоро превратит его в “солянку”…)

ФОРМУЛА составлена с помощью слов-объектов WordArt, которым можно задавать всевозможные варианты оформления: с различным расположением линии текста, вращением строк текста и наклоном букв, заданием обрамления и заливки, растяжкой букв по горизонтали и вертикали и т.п. Принципиально важно то, что всю разнородную конструкцию можно превратить в один объект (выделив все элементы протяжкой мыши и произведя группировку). Тогда им легко можно манипулировать: уменьшать или увеличивать, импортировать в другие документы или, наоборот, добавлять к исходному новую информацию, задания и т.п.)

Создание электронных версий наглядных конструкций с помощью специальных графических программ на порядок улучшает их дизайн, делает более выразительными и по качесву исполнения приближает к хорошей иллюстрации. Одной из таких программ является CorelDRAW 9, который, если возвратиться к нашей аналогии, следует сравнить уже с АК 47. Он лишен такого серьезного недостатка, как большой размер растровых изображений WinWord (однако имеет сложный, с обилием кнопок, пиктограмм и панелей пользовательский интерфейс). Векторные изображения свободно масштабируются без ущерба качеству. В одном макете органично совмещаются различные графические элементы и текст.

Программа предоставляет доволно широкие возможности для работы с текстом. Можно создавать отдельные текстовые элементы, размещать большие объемы текста в отдельных и связанных текстовых блоках, задавать символам текста произвольные размеры, размещение… Текст может быть различным образом расположен вдоль контура. Наконец, текст рассматривается программой как объект – его можно вращать, искажать, придавать различные заливки и обводки, специальные эффекты и т.д. CorelDRAW - приложение для создания макета из любых компонентов: иллюстраций, фотографий, элементов дизайна и шрифтов. Основное применение CorelDRAW – разработка текстовых логотипов и эффектных заголовков - как нельзя более удачно может реализовываться при составлении наглядных конструкций. В ОК “Первобытность”, составленом в этой программе, я попытался это сделать.

 

Необязательное заключение.
Вопрос “полезны или вредны ОК ?” считаю риторическим. Неумеренная их доза и неправильное применение может убить все живое в преподавании. Однако, боясь излишней формализации процесса учения, мы как-то забывает, что и полученные знания, в конце концов определенным образом формализуются (“архивируются”). Чаще всего это небольшой, корявый, сплошной текст , который выпускник/абитуриент надрывно и невразумительно читает, отвечая на вопрос. Только одно то, что ученик, работая с хорошими опорами, получит нывык грамотно структурировать добытые знания, имеет большую ценность. Умение узнанное и понятое свести к некой схеме означает постижение сути.
Компьютерные версии опорных конспектов различными способами могут быть включены в учебный процесс, но это тема отдельного разговора.

СЕЛЕМЕНЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ г. Новосибирск
учитель истории школы № 175
630034 а/я 48

semenev1958@mail.ru