Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

сокращенная версия для печати

ОПОРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ НА ЭКРАНЕ МОНИТОРА

Сегодня учителя обычно представляют стоящим у классной доски, что-то рассказывающего, объясняющего, показывающего. Но скоро таким же привычным станет вид учителя, сидящего за компьютером. Обучающие программы, число которых множится, возьмут на себя часть функций преподавателя. «Большой черный квадрат» доски сменится голубым экраном монитора. Одной из многих проблем, которые в этой связи предстоит решить, станет задача эффективного и безболезненного донесения до ученика информации через посредство компьютера. Его использование потребует если не изменения самого содержания, то его перестройки. Необходимо научиться создавать разнообразные наглядные конструкции, “совместимые” с компьютером. В преподавании истории таким методическим средством могли бы стать графические формулы.

Формула - компактная, выразительная и динамичная наглядная конструкция, передающая наиболее значительные факты и основные смыслы. Ее графический стержень - обозначения, за которыми - понятия с большим объемом (их наличие – формальный признак глубины осмысления). В тексте минимум имен, дат, географических названий, часто они даются в сокращенном варианте. Смысловая сторона содержания в ней превалирует над фактической. В основе формулы – идея одним знаком-символом передать как можно больше информации. Необходимо найти обозначение неповторимое и неотразимое, при помощи которого информация мгновенно актуализируется. Знание истории - это прежде всего знание фактов.

Количество единичных опорных сигналов по определению не может быть очень большим (тогда в них запросто можно запутаться). Следовательно, к каждому из них надо «цеплять» слишком много информации. Это должно напоминать гигантских размеров хвост кометы при небольшом ядре. Данное природное явление достаточно редкое. Также редко можно найти и эффективно воспользоваться в преподавании отдельным знаком-символом, «вмещающем» в себя значительный объем конкретной информации. Следует согласиться с тем, что в изучении истории опорный сигнал самостоятельного значения не имеет, но на его основе составляется формула (ОС+ от 2 до 12 обозначений и КС).

При ее создании можно идти двумя путями: либо сжимать текст уже имеющихся (нескольких или одного) развернутых опорных конструкций до «сухого остатка», либо, воспользовавшись другим материалом, осмыслить его и свести к ключевым словам (часть из которых заменяется обозначениями-символами). В первом случае наиболее трудная часть работы - поиск композиционного решения, которое позволяло бы максимально полно и глубоко донести смысл отображенного наглядной конструкцией явления. Для этого необходимо отобрать в тексте ОК обозначения и слова, наиболее значимые и выразительные,

  • выбрать (придумать) обозначение, которое организует все пространство формулы, станет ее стержнем,
  • расположить все элементы так, чтобы они составили единое целое (это, пожалуй самый главный формальный признак формулы, отличающий ее от других опорных конструкций).
  • Во втором варианте, когда исходным является обычный текстовой материал, следует
  • отобрать (выделить и выписать) необходимые смысловые единицы (слова, цифры),
  • заменить часть из них обозначениями, уже имея ввиду контуры будущей опоры,
  • найти и графически выразить образ, адекватный задуманной интерпретации темы.

Формула может использоваться для актуализации какого-либо материала, а также при рассмотрении новой темы, когда достаточно узнать и понять только самое главное. Очень важными представляются задания по уточнению, смещению, усилению акцентов за счет изменения масштаба обозначений, перестройке всей конструкции. Показательно и расширение фактической составляющей формулы. Такие письменные работы занимают мало времени, но весьма полезны, так как демонстрируют понимание учеником процесса или явления. 

ЗАДАНИЯ

  1. Расстановка акцентов выделением наиболее важных элементов.
  2. Произвольное изменение конструкции, освобождение от "лишних" элементов.
  3. Дополнение новыми элементами. И сразу видно, какими конкретными фактами может оперировать ученик при анализе данного явления
  4. Усиление образности за счет нахождения более выразительных, емких и точных графических вариантов.
  5. Самостоятельная трактовка явлений по предложенной учителем формуле с предварительным "переводом" всех обозначений. Для такого задания более пригодны относительно простые конструкции.
  6. Самостоятельное конструирование формулы. Первоначально осуществляется на базе усвоенной ранее развернутой наглядной конструкции по отобранным с помощью учителя обозначениям.

Работа с формулой дает возможность соединить образное и логическое мышление " в одной точке". Появляется ясная картина того, как ученик осознает явление, какие смыслы видит в том или ином историческом событии. Суть подается через образ, а образ возникает на основе универсальной системы графических обозначений.

 

semenev1958@mail.ru