Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

РАЗВИВАЮЩАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

Значение «картинки» в восприятии окружающего нас мира за последнее время резко возросло. Однако чем больше мы видим, тем меньше мы начинаем понимать суть вещей и явлений.

Происходит это потому, что перед нами разворачивается уже полностью готовый изобразительный ряд, требуется эмоциональная оценка, но никак не аналитическая работа по его освоению. Для того чтобы прийти к собственным выводам, требуется время и некоторая отстраненность от предмета размышлений. Сегодня телевидение не оставляет нам ни того, ни другого. Информационные волны густой мыльной шапкой накатывают одна круче другой.

Видеоинформация предлагает внешнюю сторону вещей и событий, отдельные проявления которых, часто не самые главные, намеренно гипертрофируются. Это пусть и опосредованно сказывается на обучении. Новейшие учебные пособия отличаются большей графической выразительностью. В то же время знания многих учеников становятся удручающе избирательными и поверхностными.

Создание новой наглядности, работа с которой будет способствовать развитию образного восприятия информации, одновременно заставляя думать, превращается в важную задачу. При ее решении необходимо учитывать специфику предмета. Я считаю, что перспективная модель по истории - это сплав текста, иллюстрации и схемы, который соединяет в себе богатую фактуру, элементы художественной выразительности и четкий «рисунок» мысли.

Наглядные конструкции, применяемые в преподавании, должны быть хотя бы частично авторскими. Могут иметь место единые (самые общие!) подходы к их созданию, могут существовать базовые образцы, но они в ходе работы обязательно переосмысливаются. Ответ на вопрос, что представляют собой основные виды Н К и в чем заключается их развивающий потенциал, я попытался дать в этой статье.

Зрительное мышление, если так можно выразится, было развито у древних греков. Слова «видеть» и «знать» для них были родственными. Понятием «эйдос» греки обозначали видимую сущность, заключенную в форме. Древнегреческая история не случайно выбрана темой изобразительного ряда предлагаемого ниже материала.

УЧЕБНАЯ «КАРТИНКА» - НАГЛЯДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

НАГЛЯДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ – любой специально отредактированный или вновь созданный текст, которому придается определенная структура для более быстрого и эффективного восприятия информации. Значительную часть смысловой нагрузки в нем несут обозначения.

Н К - всякая совокупность знаков, привычно упорядоченное расположение которых специально нарушается составителем. Текст дополняется авторскими обозначениями, изменяется порядок записи. Он разбивается на части так, чтобы бросалось в глаза главное, просматривались существенные связи. Некоторые конструкции получают произвольную конфигурацию, рождающую в сознании те или иные образы.

Текст можно превратить в ту или иную разновидность наглядной конструкции.

А «акцентирующий» вариант

-сохраняя исходный объем ;

-намечая фрагменты за счет отступов, пробелов и интервалов;

-используя фоновую заливку отдельных частей;

-манипулируя гарнитурой шрифта: курсив, жирный шрифт, кегль;

-подчеркивая самое значимое;

 

Б «разделительный» вариант

-сохраняя смысловую основу,

-состоящую из набора ключевых слов и нескольких фраз;

-преобразуя в таблицу, разделяющую его на части

или схему, упрощенно намечающую логику изложения;

-обрамляя отдельные элементы;

P . S .

сюжеты типа: в Афин АХ, отсылающих к сведениям, не содержащимся непосредственно в предлагаемом тексте (продолжение о не удивившемся осле и не пожалевшем о расставании с этим городом верблюде), не характерны для такого рода НК, просто рука не удержалась

В «структурный» вариант

-используя только ключевые слова и словосочетания;

-выдвигая на первый план структуру –

выделяя особо взаимосвязи и взаиморасположение элементов;

-применяя сокращения и аббревиатуры;

-используя обозначения на уровне графических примитивов

(круг, квадрат, треугольник) и пиктограмм;

-обыгрывая свободное, «фигурное», написание и расположение слов

наклоном, намеренным нарушением стройности букв и т п;

разделяя на блоки;

 

Г «символьный» вариант

-замещая условно-графическим построением, включающим лишь несколько слов;

-формируя зрительный образ на основе одного или нескольких знаков-символов;

-делая необходимым прочтение конструкции в целом

(только тогда раскрывается вся полнота смысла);

-используя обозначения как основной «строительный материал».

Какую из конструкций можно назвать опорным конспектом?

ОПОРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

В опорах доминируют обозначения, составляя от 25% до100% текста. ОК подразделяются на сигналы, формулы и конспекты.

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ - лаконичное графическое изображение, выступающее в качестве представителя предмета, события или явления (тогда как обозначение, лишь условный знак, замещающий понятие).

Количество «автономных» ОС не может быть велико (тогда они утрачивают свою функцию сигнала). При небольшом же их числе, к каждому придется прикреплять много информации. Найти «магический» знак, вмещающий в себя значительный объем фактического материала, который легко считывается, удается не часто.

ФОРМУЛА - компактная, выразительная и динамичная наглядная конструкция, передающая наиболее значительные факты и основные смыслы

Ее графический стержень - обозначения, за которыми - понятия с большим объемом (их наличие – формальный признак глубины осмысления). В тексте минимум имен, дат, географических названий, часто они даются в сокращенном варианте. Смысловая сторона содержания в ней превалирует над фактической.

При создании формулы можно идти двумя путями: либо сжимать текст уже имеющихся (нескольких или одной) развернутых опорных конструкций до «сухого остатка», либо, воспользовавшись другим материалом, осмыслить его и свести к немногим ключевым словам (часть из которых заменяется обозначениями).

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ развернутая наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.

Развернутая, значит, имеющая большой объем текста, разделенного на 2-5 частей, дающая насыщенную фактами картину жизни целой эпохи или содержательный анализ крупного общественного явления. В такую конструкцию вживляется несколько ОС, которые придают ей характерное «выражение лица».

РАЗВИВАЮЩИЕ НАГЛЯДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Определяя опорный конспект как совокупность слов и обозначений необходимо понимать, что за ОК должно стоять нечто большее, чем набор «значков», которые можно озвучить. Это нечто может быть особенным обобщенным символическим обозначением события или явления, которое открывало бы простор для собственного понимания и толкования. Если признать необходимость такого знака-символа (нескольких, системы) в опоре, тогда стоит под иным углом посмотреть на само понятие «опорный конспект». Он не только выразительно передает главное, так или иначе структурируя его. Он предлагает игру со смыслами, не «букварьное» прочтение.

При таком подходе емкий знак-символ, выступающий как опорный сигнал, нужен не столько для «привязки» большого количества исторических фактов, а для того, чтобы донести то или иное понимание прошлого. Он оформляет всю конструкцию (но это не всегда обрамление). Он придает мысли некую графическую оболочку.

Опорная конструкция создается на основе текста.

Его содержание анализируется (раз-бираем на отдельные смысловые единицы, часть из них заменяем обозначениями), сравнивается (от-бираем наиболее значимые и выразительные), синтезируется (со-бираем задуманную конструкцию). Вобщем, осуществляем серьезную мыслительную деятельность. Но слишком мало остается простора для творчества: готовые обозначения, последовательность операций известна, быстро нарабатываются стереотипы. Схематизм самого текста опоры в дальнейшем подталкивает к алгоритмизации работы с его содержанием.

Разрывается этот порочный круг с изменением подхода к составлению самой опорной конструкции. Надо от превращения обычного текста в совокупность обозначений и ключевых слов переходить к приданию новой формы его содержанию. От анализа текста через составление ОК идти к интерпретации явления, содержание которого передается опорой. В этом, на мой взгляд, заключается идея развивающей наглядности.

Примером графической интерпретации может служить ОК “Греко-персидские войны”. Есть реальный предмет –«ваза Франсуа», большой аттический кратер изготовленный Клитием и Эрготимом. Он покрыт по всей поверхности сценами греческой мифологии. Сама собой напрашивается мысль заменить их текстом, передающим ход войны. Конфигурацию сосуда сохранить, уменьшив количество полос росписи до трех. Использовать обе техники вазописи, черные «фигуры» на светлом фоне и белые - на темном.

Это - форма. Что она дает для понимания содержания? Важный момент, открывающий путь к собственной интерпретации, заключается в выборе предмета.

 

Кратер - сосуд для смешивания вина с водой.

-Столкновение греческих полисов и персидской державы рассматривается не как обычное военное столкновение, а как борьба двух миров. Греческие свободные полисы - сторона справедливости (белая), персидская деспотия Ахеменидов - силы зла (черная).

-А быть может, маленькая Греция победила потому, что соединились два таких разных полиса как Спарта и Афины. Вода Спарты (жители Лаконики крайне отрицательно относились к пьянству) и вино Афин (виноградарство - одно из основных занятий населения Аттики) составили напиток, которым захлебнулись персы.

Кратер - жерло вулкана, называемое так за сходство с широким раструбом этого сосуда.

Мощной и сокрушительной, подобной извержению вулкана, оказалась любовь греков к Родине (своему полису). Она привела в действие силы, потрясшие огромную державу, земли которой позже зальет лава македонской фаланги.

Горшки обжигают не боги, но для придания им формы нужна божья искра - мысль. Форма и содержание фокусируется в одной точке посредством опорной конструкции. Заключив ОК в форму, мы несколько «разглаживаем» схему, лежащую в ее основе. «Формируя» свое понимание сути событий таким способом, мы оказываемся в знаковом поле, более компактном и обозримом, чем обычный текст.

Графическая интерпретация понимается как переосмысление содержания, перевод его на язык знаков-символов (уже не просто обозначений). Знак становится носителем образа явления или предмета, который появился в ходе работы с опорой. Знак-символ превращается в знак образ а, через его посредство в сознании ученика открывается картина исторического события или явления.

Наиболее последовательно и зримо эта идея реализуется в формуле. Одним из важнейших ее признаков является целостность, нерасчлененность. Лаконичность конструкции позволяет сделать отчетливее графическую доминанту. В то же время в формуле можно создать достаточно сложное и глубокое смысловое пространство. В качестве основы конструкции подойдет предмет, который для составителя выступает неким символом явления или события. Также это может быть и обозначение, замещающее ключевое понятие в исходном тексте.

Символ вызывает ряд ассоциаций, прокладывая путь мысли. Мысли превращаются в суждения, в них по-новому (по-своему) соотносятся заключенные в формуле понятия и факты. Выстраивать собственное понимание помогает и расположение элементов, характер их связей. Ученик «приподнимается» над чужими мыслями и думает самостоятельно.

Текст о полисе имеет «теоретический» характер, и его содержание, казалось бы, трудно облечь в какую-либо форму. Придумывая ее, автор «заглянул» на дно известного килика Экзекия (третья четверть VI в. до н.э.) там изображен бог вина Дионис, возлежащий в ладье. Рисунок тонко передает ощущение движения не только изображением огромного паруса, направлением движения дельфинов, но и виноградных кистей, две из которых слегка отклонились вправо. Килик - плоская чаша на ножке, снаружи и внутри ее поверхность покрывалась росписью.

Формула «Полис» . В центре квадрата (государство) выделен заливкой круг(община) - морская гладь, окружавшая греков. Обозначения, находящиеся в нем, напоминают корабль, мчащийся под большим косым парусом (демократия). За весла можно принять косые черточки (земля-собственность полиса), отклоненные по направлению, противоположному движению, как и две виноградных грозди на настоящей росписи. Изобразительный ряд выстраивается таким образом, чтобы передать порыв («агон») столь характерный для древнегреческой полисной цивилизации, подчеркнуть ее динамизм.

Формула «Остракон» более проста для понимания. Изображен глиняный черепок, «оружие демократии». Символ ее силы и ее слабости. Один край черепка превращен в подобие меча, которым граждане разили (отправляли в изгнание) наиболее выдающихся деятелей, считая их опасными для демократического строя. Суду черепков подверглись и Мильтиад, и Аристид. Выцарапанное на нем имя Перикла связывают с расцветом «народовластия» в Афинах, но и его ожидала расправа сограждан, если бы не чума.

В наше время роль таких черепков выполняют публикации. На многих из была когда-то выцарапана надпись «опорный сигнал». Первоначально идея опоры учительским демосом была принята с восторгом, аристократами от просвещения отвергалась. Спокойно разобраться в существе вопроса никто не хотел, всем надо было успеть прокричать свое. Отцы-основатели направления в ту эпоху «полного торжества демократии» не смогли уйти

Развернутые опорные конструкции, составленные из нескольких блоков, содержат разнородную информацию. Соответственно представлена она системой образов. Важную роль в формировании целостного восприятия такой конструкции играет контекст, знание которого позволяет добавить последний мазок на холст своей «картинки». Опорный конспект «Древнегреческая цивилизация. Два центра» состоит из четырех частей, рассказывающих о природных условиях, великой колонизации, Афинах и Спарте.

Границы блока «Спарта» составлены из копий - отсылка к реплике одного из ее царей: «Стены Спарты – наши копья, границы их – острия». Выразительность этого образа усиливается силуэтом военной палатки, разбитой на территории полиса. Военный мотив дополняется обозначениями: воин, война, поход… Открытость Афин символизируют прозрачные границы и т п.

Как показать всю страну? Греция разделена на множество частей... Текст не должен иметь общего внешнего контура!

«Горы» доминируют в правом верхнем углу опоры, отсюда начинается считывание информации. Рыхлость этого блока подчеркивает жесткую организацию 3 других (намек на три основные части: Северную, Среднюю, Южную; прямое указание – «линии гор»)... ….возникает панорама гор (цвета морской волны) с зигзагообразными полосами –

Интересную вербальную интерпретацию обычно слышишь в младших классах. Дети не стесняются выдавать свои мысли. И мы останавливаемся, «эксплуатируем» их открытость и неподдельный интерес к чужому мнению. Дальше - труднопреодолимый барьер взросления, когда малоффективна любая технология (получаются эпизоды, отдельные уроки, но не складывается система). Сказывается недостаточная сформированность понятийного аппарата, не позволяющая адекватно, «по - взрослому» высказаться. Глубоко личностное проявление, необходимое при интерпретации, кажется ученику «опасным»: не хочется показаться наивным и смешным. В то же время графический вариант самовыражения носит щадящий

Видеть и интерпретировать - два ключевых слова статьи. Наглядная конструкция делает информацию зримой, опора должна заставить над ней задуматься, прийти к собственным выводам. ОК - это сплав формы, знака-символа и образа, из него отливается мысль.

Составление и использование опорных конструкций может стать одним из путей интеллектуального развития ученика. И если развивающий потенциал, заложенный в опоре, реализовать полностью, это заставит более терпимо относиться к ее недостаткам.

Хороший опорный конспект – речь лакедемонянина. Вспомнив ответ спартанских старейшин на просьбу самосских послов: «Первую часть вашей речи мы забыли, а последующую не поняли, так как забыли первую»… - заканчиваю.

 

Сергей Селеменев учитель истории школы №175 г.Новосибирска

 

semenev1958@mail.ru