Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

ЗНАКОВАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

В наше время ЗНАК, перестав быть чудесным Знамением, превратился в обычного заместителя едва ли не любой заметной фигуры (события, вещи). Нам дано охватить взглядом только малую часть того, о чем мы знаем, а как хотелось бы увидеть все своими глазами (высшая степень достоверности!).

Графические изображения среди знаков занимают особое место. Они имеют удобный формат, их не обязательно долго и пристально изучать, достаточно лишь «бросить» взгляд. В их авангарде идут товарные знаки, сопровождаемые слоганами, то грубо, то вкрадчиво завлекающие нас в мир вещей. Мы привыкли к их назойливым рассказам о достоинствах хозяев, которых они рекламируют, и считываем эту информацию также привычно, как люди далекого Средневековья с гербов и девизов узнавали самое важное о их владельцах – рыцарях.

Наглядные графические знаки также могут представлять значительную часть содержания основ наук, преподаваемых в школе. Сегодня не надо долго убеждать в том, что учебная информация в полном объеме по-прежнему «неподъемна» для большинства школьников. Поиск новых вариантов ее предъявления – требование времени. Расширение знакового поля в обучении - оправданно. Кроме всего прочего, к этому «подталкивает» и компьютер, его присутствие в классах становится все заметнее, а «общение» с ним наиболее удобно через посредство графического интерфейса.

Учебное знаковое пространство должно организовываться по общепринятым правилам. Необходимо найти его оптимальную конфигурацию. Каковы общие основания для «переформулирования» текстового, словесного содержания в конструкции, состоящие из обозначений? Что должна представлять собой вся учебная знаковая среда – графическую оболочку школьных знаний в целом или набор методических инструментов, используемых для доставки учебной информации по частям (предметам)? Каким требованиям должны отвечать конструкции, составленные из обозначений, и каким должен быть сам графический учебный знак?

Система визуализированного представления школьных знаний будет востребована, если она привнесет в учение новое качество. Если сделает для ученика более очевидной, наглядной работу со смыслами (понятиями), покажет суть явлений и процессов. Умение графически передавать содержание должно означать не построение его схемы, а раскрытие его смысла. Необходимо, чтобы наглядная картина, возникающая в сознании ученика при работе со знаковыми конструкциями, отражала характерные, основные связи и отношения. Учебный знак, который не столько замещает содержание, но доносит его смысл, должен явиться символом.

Десять столетий Средневековья человек, в стремлении узреть Бога, в любом предмете видел знак, символизирующий его мистическую связь с всевышним. Люди того времени жили не в мире вещей, а в мире идей. Религиозный символизм пронизывает ту эпоху, и именно она стала темой изобразительного ряда.

Знаковая наглядность –

графическое построение, основа которого знаки-символы, организованные в пространстве так, чтобы выделялись основные элементы содержания и вскрывались существенные связи между ними. Она не только «обозначает» содержание, но и раскрывает его смысл. Текст знаковой наглядности, являясь опорной конструкцией по своей форме, может дать новую информацию по существу отображаемого явления, процесса.

Знак –

специальное графическое изображение, представляющее предметы, свойства или отношения, используемые для приобретения, хранения и переработки информации (знаний).

Традиционно организованный текст также доносит информацию в сжатом виде: конспект, тезисы, план, но в любом случае он не дает наглядной картины. В знаковой конструкции появляется наглядность за счет использования знаков-символов – изображений, способных заключать в себе образ. Представляя собой графическую «картинку» они выражают при необходимости весьма значительное и отвлеченное содержание.

Рыцарь: изображение, стержень которого копье, основное оружие конного воина, к нему добавлен фрагмент меча (остриё). Комбинация похожа на букву «р», выполненную как рыцарский флажок. Это прямая подсказка перевода обозначения - «рыцарь». За рамки такого буквального значения выводит «угловатость» изображения, напоминающая о неуклюжести человека в железных доспехах. Еще дальше уводит от конкретики рисунка в глубины образа соотнесение заостренности элементов изображения с указанием И.Хейзинги на «яркость и остроту» как важнейшую форму проявления жизни Средневековья, ключевой фигурой которого являлся рыцарь.

Обозначение -условный знак, используемый для передачи информации о фактах, признаках понятий в обучении. Это единичное изображение, без расширенной образно-смысловой нагрузки. Придавая обозначению смысловую объемность, необходимо привязывать его к эпохе, находя начертание, способствующее воссозданию той или иной картины.

Знаки-обозначения свое символическое звучание обычно получают в контексте наглядной конструкции. К числу последних относятся опорные сигналы, формулы и опорные конспекты. Для ОС характерен особый лаконизм, это несколько (иногда даже одно) обозначений соединенных между собой, заставляющих вспомнить информацию. Формула – компактная, отличающаяся композиционным единством конструкция, раскрывающая смысл. ОК – развернутая наглядная конструкция, передающая сведения, содержащая оценку значительного исторического события или явления общественной жизни.

ОБОЗНАЧЕНИЯ – ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПОРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ.

Образно оформленные они, превращают ОК в наглядные картины. Соотнесение изображений, представляющих собой зримый образ явлений, с существенными чертами последних, превращает обозначения в символы. Символический знак - основообразующий компонент знаковых наглядных опорных конструкций.

В системе обозначений особое место занимает алфавит - коллекция из 30-60 условно-графических изображений, замещающих базовые понятия. Алфавит обязателен при работе с опорами, его использование помогает новые конструкции читать «с листа» и придает ОК универсальность. Большая часть новых значков образуется путем изменения уже имеющихся, алфавитных.

В качестве исходного материала для создания обозначений целесообразно использовать уже существующие, широко используемые изображения, например: монограмму имени Христа. Знак христианства – крест. Соединяя его с графическими примитивами, получаем целый ряд обозначений, замещающих религиозные понятия и термины.

Комбинируя элементы обозначения, следует добиваться:

-компактности многоэлементного изображения;

-минимальной достаточности составляющих элементов;

-унифицированности и открытости, позволяющей на его основе по стандартным схемам выстраивать новые значки.

Обозначения изначально должны отображать специфику предмета/курса. Каждый крупный исторический период имеет свои особенности, своих Героев, свою атмосферу, и это в той или иной мере должно найти отражение в наборе и строении обозначений. Они могут быть

а) исторически мотивированными, чтонеобходимо для придания конспекту исторического колорита или оттенка документальности;

б) условными (произвольными), привязываемыми к историческим реалиям через деталь, не имеющую прямого отношения к конкретному историческому понятию или явлению.

Для передачи наглядной картины (образа) всего исторического периода уместно использовать обозначения, имеющие изначально символический смысл. Они составят фон всех опорных конструкций курса, проведут «красную линию», вдоль которой будут выстраиваться другие обозначения.

Эпоху Средневековья будет отличать фигура рыцаря и цвет, точнее «двуцветность».

Способы графического отображения понятий находятся в известной зависимости от их содержания.

лица

-атрибуты, фигуры

прямое отображение

(в значке)

предметы

-очертания, контуры

 

действия

 

-стрелки, выражающие соответствующую динамику, направленность, напряженность

 

отношения

(связи)

 

-сопоставленность, соотнесенность,

взаиморасположение

 

косвенное отображение

(в тексте)

 

качества

 

-особенности начертания, окраски

 

Опора (в частности ОС) иногда весьма лаконична, а обозначение может состоять из нескольких элементов. Где между ними граница?

-Обозначение нейтрально и в первородном состоянии имеет только собственное «имя». (Изображения, составляющие основу человеческой символики, являются исключением).

-Элементы обозначения соединяются, «механически» располагаясь как можно ближе. Их комбинируют, складывая «стопкой».

-Пространственные отношения в обозначении роли не играют.

Стоит еще раз заметить, что обозначение отображает не слово, называющее понятие, а само явление, заключенное в этом понятии. И в какой-то момент может превратиться ОС без дополнительной обработки. Роль отдельного обозначения в конструкции (вспомогательная, служебная/информативная) определяет его место опоре. Обретая символическое значение, оно выходит на авансцену, тогда используются все возможные графические эффекты, чтобы подчеркнуть его значимость и раскрыть его суть.

Строгих правил соединения графических изображений в конструкции (знакового синтаксиса) нет. Обозначения выкладываются «мозаикой», если акцент сделан на передаче информации, или составляются «матрешки» - если необходимо донести глубинный смысл.

Ключевые слова в опорной конструкции делают ее более понятной, дополняя, уточняя, связывая все компоненты текста воедино. Баланс знаков и КС может быть различным. Конструкции считается знаковой, если более чем на четверть состоит из обозначений. Органическое сочетание изображений со словами - характерная особенность знаковой наглядности.

Стандартная модель знаковой наглядной опорной конструкции: ЗНАК-СИМВОЛ + ключевое слово + иллюстративный ряд.

ПЕРВЫЕ ОПОРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

представляли собой довольно громоздкую совокупность сигналов (не обозначений!). Записанные, они выглядели как набор блоков разной конфигурации. Последовательно прочитывался каждый сигнал. Шаг за шагом по всему тексту. Конструкцию надо было запомнить, воспроизвести письменно и озвучить. На этом все! Опорный сигнал, передавая информацию, ориентировал в ней.

Можно провести аналогию с поездкой в чужой город. Мы обычно берем его карту, будучи уверены, что она позволит уверенно чувствовать себя в незнакомом месте. В то же время карта не дает нам заранее представления о том, как город выглядит, какова его архитектура (но мы на это не надеемся). Когда стало ясно, что первые опоры имеют схожий изъян, то посыпались упреки в излишней формализации и схематизации знаний на то, что ОС изначально только архиватор и поставщик информации, как-то не обратили внимание).

Очевидно, что надо «оживить» картинку так, чтобы помещенные в ней изображения помогали созданию наглядных образов. Это становится возможным с передачей обозначениям главенствующей роли в тексте. Тогда карта-схема превращается в объемный макет. Город обозревается с высоты птичьего полета, как на средневековых планах. Но и этого недостаточно. Ведь мы видим и воспринимаем по-своему, выстраиваем свое отношение. Мой Брюгге, моя Москва, Новосибирск... Совсем неприметные для кого-то улицы, скверы, дворы, для нас знаковые.

ОС в новом понимании - ЗНАК, символическое значение которого «накрывает» все содержание опоры. Он предназначен для передачи общего/глубинного смысла предлагаемой информации.

КОНЦЕПЦИЯ ЗНАКОВОЙ НАГЛЯДНОСТИ: опорным сигналом становится символ.

Символическое значение придается графическому знаку, через посредство которого воссоздается наглядный образ прошлого. Новое понимание природы и роли ОС требует по-новому отстроенной системы опорных конструкций, изменяет направленность работы с опорами – появляется больше возможностей для творчества.

Опорный сигнал - графический силуэт явления или события. ОС передает окраску произошедшего, и, если хотите, его аромат. Средневековье – это запах крови и роз. Средневековье - это острый излом доспеха рыцаря, ключевой фигуры эпохи, два контрастных цвета, напоминающих о двоемирии людей того времени проявлявшемся во всем.

Рыцарь без страха и упрека и честолюбивый задира, бесцеремонный воин и талантливый трубадур, крестоносец и палач христианских Мессины и Кипра, это - Ричард I Львиное Сердце. Король Англии, душа III Крестового похода, узник германского императора, жертва провидения (легкое ранение, но отравленной стрелой), как никто другой олицетворяет то жестокое время. Графическая композиция, посвященная ему, включает стилизованную розу, геральдический щит и льва (символика Англии), а также королевскую корону, сердце, стрелку с тремя крестами и сломанную (застрявшую в руке) стрелу. Дата правления, слова о мудрости (сомнительной) и благородстве(бесспорном - казнил всех защитников злополучного замка Шалю, кроме арбалетчика) – скупые конкретные факты. Главное в предложенной конструкции – изобразительный ряд.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАНОРАМА.

Объемный текст Ок имеет сложную структуру, это делает значимыми сами пространственные характеристики. Чем более текст насыщен обозначениями, тем сложнее передать его смысл через символ. Конспект - это система изображений, и какой знак примет на себя основное символическое значение, решается уже по ходу работы с ним. «На старте» Ок совокупность обозначений и ключевых слов, с помощью которых кодируется информация (производится специфическая запись условий задачи, которую необходимо будет решить). Вопрос в том, как преобразовать текст конспекта, чтобы появилось то или иное понимание темы. Процесс проявления заключается в изменении формы обозначений: увеличивается масштаб, становится более характерным написание, ставится «акцент» - и их места: изменяется компоновка текста с тем, чтобы подчеркнуть значительность избранных обозначений. Эта деятельность важна потому, что осуществляется перенос центра тяжести с фактической стороны опоры на смысловую.

ФОРМУЛА - АЛГОРИТМ ТОЛКОВАНИЯ ЯВЛЕНИЯ.

Формула – лаконичная конструкция, наглядно оформленное понимание темы, показывающая границы проникновения в глубь содержания. Выведением формулы завершается работа над наглядным образом, дается его окончательная графическая трактовка. Составлять формулы в процессе усвоения материала сложно, для этого необходимо уверенно владеть фактами и достаточно глубоко понять явление. Вначале следует поработать над преобразованием конспекта в формулу и наоборот. Формула - это художественно выполненный понятийный аппарат темы. Она не только перечисляет понятия, с помощью которых происходило осмысление, но и указывает, каким путем оно шло.

СХЕМА - ПЛАН ОПОРНОЙ КОНСТРУКЦИИ.

Схема является своеобразным графическим планом, намечающим места расположения основных компонентов конструкции и их связь. Намечая схему, оперируем понятиями, замещенными обозначениями. В схеме, которая в данном случае выступает как показатель обобщенности знания; связи и отношения (пространственные, временные, причинно-следственные) материализу­ются. Сделать их явными, видимыми - задача непростая. Сумев подать их наглядно и выразительно, раскрыв по-своему, мы выразим свою мысль!

Работая со схемой, а не по схеме

-отбираем крупные смысловые единицы, очерчиваем основные сюжеты;

-располагаем связки исходя из сути отображаемого содержания;

-используем обычно «вторичную» информацию, уже адаптированную для использования в обучении;

-руководствуемся принципом целесообразности (замещать художественное произведение, картину или документ?!).

 

Определив окончательно диспозицию, рассредоточим обозначения. Систему знаков, кодирующих информацию, должна отличать -легкость и быстрота распознавания (короткие ассоциации, стереотипы);

-разумная достаточность (чем глубже индивидуальное проникновение в суть материала, тем более знаковой и менее понятной непосвященному становится опора);

-мотивированность появления новых обозначений (либо введением в оборот новых понятий, либо - особого символа, способного передать нужный смысл).

Традиционная текстовая форма подачи материала более привычна/удобна, но в современной информационной ситуации она не всегда оптимальна: все чаще требуется только опора, а не развернутый полный текст.

Знаковая форма наглядных опорных конструкций дает возможность

-показа главного, важнейших связей, благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации («разделенность»);

-однозначного прочтения текста за счет унифицированности основной массы знаков;

-автономной работы со связками, передающими самостоятельное сообщение;

-изменения последовательности воспроизведения информации соответственно выбранного порядка расположение/прочтения знаков;

-«объемной» подачи информации показом уже в момент восприятия, ее структуры («пространственность»).

РАБОТА СО ЗНАКОВОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ: ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Знаковая наглядность – одежда, прикрывающая наготу фактов. Это может быть и вызывающее роскошное одеяние с длинным информационным шлейфом, и живописное тряпье нищего, едва-едва прикрывающее тело. Облекая содержание в какую-либо форму

-подчеркиваем его главные внутренние достоинства,

-добиваемся соответствия избранной формы моде времени, к которому данное содержание относится.

Через форму предлагаем по-своему понятое значение содержания. Какая-то деталь туалета должна иметь символическое значение, раскрывать самую суть. Например, опорной конструкции, рассказывающей об «осени средневековья» просто необходимы бургундские пулены. Игра в наряды может приобрести самостоятельное значение, становясь важным развивающим фактором. Надо многому научиться, чтобы «сшить по фигуре», правильно подобрав фасон и цвет, форму для некоего события или явления и надеть ее не задом наперед. Конструируя форму явлению, мы исследуем его через систему обозначений (знаков-символов), получая новые знания и о содержании моделируемого явлении.

ЗАЩИТА ЗНАКА.

-Замещая содержание, знак объективирует сущность. Абстрагируются свойства, выделяются сущностные связи.

-Оперируя содержанием (как системой обозначений), из его общих оснований выделяем частные стороны.

-Рассматривая явление, разворачиваем его под определенным углом, чтобы становились видимыми его основные смыслы.

-Перестраивая содержание, переосмысливаем его по-своему, творчески.

ВАРИАНТЫ РАБОТЫ

-С единичными обозначениями, замещающими понятия или отдельные события.

Получение навыков создания своих обозначений.

Обозначение и Рисунок.

-С развернутым опорным конспектом, замещающим учебный текст.

Осознание характера связей отдельных знаков и связок, делающих Ок целостным.

Структура и Композиция.

-С графической схемой, отображающей конкретное событие, явление.

Оформление важнейших информационных единиц как графических образов.

Образность и Логика.

-С опорным сигналом, имеющим значение символа.

Выбор, прорисовка и показ Знака.

Символика и «Картинка».

При работе со знаковыми опорными конструкциями проникновение в проблематику происходит путем визуализации сложных пространственных образов. Мыслительные действия познающего максимально конкретизируются и опредмечиваются.

Преобразование текста опоры важный момент в работе со знаковой конструкцией. Изменяя текст, придавая ему новую выразительность, предлагаем другое понимание содержания. Смысловые акценты расставляются по-иному, уже самим учеником. Преобразовать - значит

-переконструировать (изменить схему),

-дополнить (ввести новые обозначения),

-перегруппировать (поменять местами обозначения, связки) текст опоры.

Но при названных процедурах «исследуется» само явление (условием для этого является понимание разницы между формой и содержанием). Наглядная конструкция как средство замещения какой-либо информации в знаковой форме становится средством получения новых знаний. Она дает удобную возможность осознанного манипулирования смыслами. «Игра» в знаки незаметно подменяется «игрой со смыслами», в результате которой вскрываются новые связи и отношения; охватывается (мысленно) целый ряд элементов, что позволяет выстраивать для себя условия интеллектуальной задачи в графическом виде. Это как раз тот случай, когда увидел значит понял, нашел.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКОВЫХ НАГЛЯДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ - ОБУЧАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ.

Знак – наглядность информационной эпохи. Сейчас большое внимание уделяется организации информационного потока. Отдельные его блоки становятся максимально компактными, выразительными и мобильными. В этой ситуации стоящая перед школой задача «учить учиться» должна быть уточнена. Сегодня необходимо учить эффективно овладевать информацией в процессе ее обработки. Восприятию, которое в основном идет визуально, необходима глубина. Конструкции, составленные из знаков-символов, становятся качественно новым информационным средством. Они ориентированны на то, чтобы овладение знаниями через их посредство выводило ученика на более высокий уровень интеллектуального развития.

Знаковая наглядная конструкция заключает в себе серьезный развивающий потенциал. Сосредоточивая внимание на форме, мы уже отделяем ее от содержания. Это способствует развитию теоретического мышления, формированию более глубокого и «самостоятельного» знания. Ценное качество знака - перевод усвоенного сразу во внутренний план. Графическая форма знака, оформление всего пространства композиции как некоего большого знака-символа позволяет выстраивать систему образов, раскрывая сущность содержания. Конечно, «новая» наглядность более сложна для усвоения, чем обычная «картинная», которая послушно следует за содержанием, позволяя себе изредка за ним «подсматривать». Знаковая - визуально представляет все содержание.

Система знакового представления учебного материала в школе складывается исподволь. Создано уже немало ОК по различным предметам. В содержательной части статьи я дал «историческую» версию как одну из возможных. Проблема нуждается в более широком и разностороннем освещении. Заканчивается работа по обновлению содержания школьного образования. Центр тяжести педагогических дискуссий смещается на методическую проблематику. Важно, чтобы этот разговор был увязан с пониманием нового положения дел в информационной сфере и велся на основе практических наработок.

Специфика школьного предмета обусловливает особенности знакового материала, определяя характер знаков, их место в конструкции, варианты пространственной организации текста и т.п. Соответственно существуют различные методики работы со знаковой наглядностью. Не надо изобретать «генеральных схем», в них всегда будет схвачен один аспект (школьные знания многоплановы). Важно воспринять эту тенденцию и идти в ее русле. Хорошо бы несколько первых шагов сделать, что называется «в ногу», определить основные понятия, использовать одинаковую терминологию; расширить перечень общеупотребимых школьных знаков-символов; свести уже имеющиеся знаковые конструкции в открытую электронную базу.

Бросив последний взгляд в прошлое, заметим, что наряду с рыцарем знаковой для Средневековья была фигура схоласта. Обязательным основание изощренных силлогизмов последнего были рукописные канонические тексты. Печатная книга Нового времени лишила текст сакральности. Компьютер предлагает его электронную версию, являющуюся открытой. С книги снимается бумажный покров, содержание становится «беззащитным». Появляется возможность применить свои, кажущиеся более оптимальными варианты его предъявления, изменить форму, свободно проникнуть внутрь и распоряжаться там по своему усмотрению.

Последствия этого нами еще не осознаны в полной мере. Компьютер делает осязаемой (мышь) и видимой (монитор) зависимость формы от содержания с одной стороны, и их разделенность - с другой. Необходимо учиться находить формы и средства выражения, адекватные электронному содержанию. Ставка - на визуализацию восприятия за счет насыщения текста графическими знаками, информационными единицами, более крупными и емкими, чем печатное слово. Особенностью современного текста становится его большая графическая выразительность. Такой подход все в большей мере находит отражение в обучении.

 

Сергей Селеменев

учитель истории школы №175 г.Новосибирска

semenev1958@mail.ru