Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

 

Изобразительный ряд

1941

1942

1943

1944

1945

версия для печати

КОНТУРЫ КОНСПЕКТА (история)

Учебный процесс все более напоминает позиционную войну между школой и учениками. Втянуться в нее вынудила высокая плотность «информационного огня» со стороны учебных заведений. Школьники должны победить, но для этого им необходима свобода маневра и выход на оперативный простор.

Эта свобода - возможность информационного выбора, осуществляемого в рамках, определяемых образовательной системой. Любой ученик вправе спроецировать на себя ту часть информации, которую он способен усвоить, которая ему необходима. Выбирая школу, профиль, класс он попадает в информационное поле, имеющее точные параметры.

Эта свобода – предоставление ученику выбора формата получаемых знаний. Школьные информационные технологии должны помогать ребенку в этом. Преподаватель не только очерчивает круг понятий и фактов, необходимых для изучения конкретной проблемы, темы, курса, но и представляет их сумму в разно образном информационном оформлении.

Варианты оформления школьных сведений определяются концептуальным подходом к предмету. История – это детали. Такое понимание формируется соответствующей подачей материала у детей, выбравших гуманитарное направление как ведущее. История – это картины прошлого. Это - для тех, кто будут изучать сию науку в непрофильных классах.

Разрабатывая педагогические технологии необходимо сделать акцент на способах успешного взаимодействия ученика с информационной средой (мы еще часто слышим о способах воздействия на школьника в процессе учения). Для организации эффективного взаимодействия ученику необходим достаточно простой и надежный инструмент.

Рынок уже отреагировал, предложив пособия, где на «20-40 страницах» излагается весь курс литературы, истории и т.д. Можно скептически к этому относится, а можно искать адекватные средства отображения знаний в сжатом формате. Его название прежнее - « конспект », так как он фокусирует внимание ученика на главном, существенном.

  Конспект информационной эпохи

Конспект – производное от текста. Еще недавно мы, по сути, не разводили понятия «текст» и «учебник». Пособие было монопольным поставщиком информации - важной по смыслу, связанной общей темой. Границы учебного текста в новой ситуации становятся размытыми (в школах уже появляются медиа теки). Все чаще мы имеем дело с информационной «средой». Соответственно изменяется содержание понятия «конспект».

Конспект это конструкция,

•  выразительно передающая существенную часть учебного материала,

•  наглядно обозначающая осваиваемую информационную территорию,

•  легко трансформирующаяся в «оболочку», вмещающую в себя

любой объем дополнительных сведений.

Первый признак предполагает обязательную «графичность» текста конструкции (обозначения < 25%, фон < 50%). Второй – возможность мгновенно составить представление о фактической составляющей и смысловой глубине предлагаемого содержания (понятия - ключевые слова). И третий существенный признак отражает объемность (многомерность) современного конспекта. Его прокомментируем отдельно.

Компьютер позволяет использовать конспект как «оболочку», осуществлять с нее переход к любому документу, раскрывающему детально аспект темы, или запускать программу для выполнения операции с текстом. Сразу становится возможным дальнейшее манипулирование с предложенной информацией, ее освоение. Графическая форма подачи «рельефна». Значимые факты уже на авансцене, а их расположение заставляет задуматься.

  Резкое увеличение объема информации требует от учителя все более лаконичного ее представления. Компьютер «объял необъятное». Школе необходимо передать часть знаний (по программе), но она не может игнорировать того, что информации, «технически» доступной ребенку, на несколько порядков больше учебного материала. Кроме того, прямой «перевод» текстов в электронный формат не придает нового качества учению.

Школа нуждается в эффективных инструментах доставки ученикам знаний по новым информационным каналам. Электронный вариант печатного текста сам по себе таким средством быть не может. Функциональным текст на экране монитора становится, меняя свою привычную униформу из букв на наряд из обозначений-символов. Он может быть разным: запросы и пристрастия как учеников, так и учителей бывают причудливыми.

Однако конспект и в новом оформлении должен быть совместим как с компьютером, так и с книгой. Оцифрованная наглядная конструкция (НК), включающая как слова, так и обозначения, обладает необходимой для этого гибкостью и подвижностью. Она идет на смену опорному конспекту. Возможности ОК в практике преподавания ограничиваются быстрой передачей большого объема информации, а этого, как убеждает опыт, уже мало.

Интерактивность конспекта

С помощью наглядной конструкции учебный материал изучается . Работа с ее текстом становится способом взаимодействия с содержанием. Программный материал, изложенный в пособиях, должен быть поддержан «вторым фронтом» конспектов. Это своеобразные плацдармы, с которых организуется наступление на информационные твердыни. Успешное продвижение возможно по следующим основным направлениям.

1. Манипулирование текстом конструкции:

  • уточнение фактов – детализация,
  • углубление смысла – добавление емких понятий,
  • оптимизация структуры – изменение компоновки.

2.Установление обратной связи:

  • доступность исходного текста,
  • наличие ответов на предложенные вопросы,
  • тесты, как часть конспекта.

3.«Оживление» текста:

  • мультимедийные эффекты – движение, звуки,
  • расстановка маркеров – смысловые акценты,
  • изменение формы/ формата - удобство воспроизведения.

  Результат подобного вмешательства - усвоение содержания темы. Конспект должен составляться таким образом, чтобы сохранялась возможность для его препарирования, как в электронном, так и печатном варианте. В то же время конструкция остается текстом – сохраняется целостность, взаимосвязанность имеющих определенный смысл высказываний, выраженных в НК словесно-знаковыми связками (фрагментами).

Работа с текстом конспекта может быть подана как имитация компьютерной игры, в уже привычной для нынешних подростков форме освоения действительности. В обучении истории целесообразно «обыгрывать» те события, в которых необходимо показать процесс: ход, этапы и характер развития (направленность, темп). Мальчишки особенно любят играть в войну. В школе же историю им пересказывают и не всегда убедительно.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. все более становится достоянием ушедших поколений. Детям, не знавшим битв, в мирные времена всегда «хотелось под танки» (Высоцкий). Сегодня они отчаянно сражаются в виртуальных войнах, сюжеты которых подчас основаны на реальных событиях. Многие «стратегии» увлекательны и реалистичны, но в их «кампаниях» история имеет сослагательное наклонение (ненаучна).

Одним из методически выверенных вариантов игрового представления информации может быть наглядная конструкция - «контурный конспект» (рис.1-6). Его текст выполнен как карта боевых действий, на которой намечены только контуры содержания. Знание темы и даже отношение к происходящему ученик раскрывает, наполняя конспект сведениями («артефактами») из сопутствующего информационного поля.

«Великая Отечественная война»

Конспект состоит из пяти отдельных блоков, посвященных основным периодам войны. Показаны боевые действия Восточного фронта в десяти кампаниях и операциях. «Шахматная доска» информационного поля поделена на девять клеток. На центральной - стоят резервные обозначения. Остальные клетки занимают имена, даты, названия. Варианты «ходов» на пространство наглядной конструкции и их комбинации различны.

1. Отдельные аспекты темы:

  • человеческий фактор (полководцы),
  • временная последовательность событий (даты),
  • районы проведения боевых операций (места сражений).

2. «Тест с картинками» - на контурном конспекте найти место:

  • одному элементу из каждой ячейки,
  • всем элементам одной ячейки,
  • определенному числу элементов за указанное время и т.д.

3. Игра:

  • «шахматы» - поочередное внесение обозначений на графическую основу,
  • «ответный удар» - добавление обозначений в ответ на изменение обстановки,
  • «штабная игра» - моделирование непредусмотренных вариантов развития операции.

Наглядная конструкция изначально сформатирована для применения как в печатной, так и в электронной форме. Размеры (17 на 13,5 см.) позволяют без «перекройки» перенести текст в презентацию, на слайд стандартного формата. Разгруппировав конструкцию, получаем возможность задавать необходимые спецэффекты. Обычно презентационные программы содержит также набор инструментов для редактирования и создания графики.

Электронному тексту, выведенному на слайд, придается

  • «подвижность» - поочередное появление элементов,
  • сопровождение видео/аудиофрагментами,
  • специальное оформление, подчеркивающее смысл отдельных сюжетов.

В презентацию с наглядной конструкцией, вставляются слайды содержащие

  • печатный текст,
  • карты,
  • иллюстрации.

С целью обеспечения максимальной доступности к документу, электронный вариант конспекта (вместе с информационным блоком), выполняется в Word ( WordArt ). Текстом, созданным с помощью этого средства, можно манипулировать также свободно, как и графическими объектами, он без труда внедряется в наглядную конструкцию. Целостная система заданий дана для слайда «1944. Летне-осенняя кампания» (рис.6).

Динамика событий

  Слайды - этапы, отдельные фазы кампании.

  • Раскрывается общий ход и обозначается место проведения боёв.
  • Обрисовывается детально театр военных действий.
  • Предлагается итоговая оперативная обстановка (группировки, командующие, направления ударов).
  • Возможные варианты:
  • обстановка на время «Ч»,
  • ответные действия противника,
  • места наиболее упорных сражений.

Анимация - изменения в оперативной обстановке.

  • Темп продвижения войск(развертывание, медленно/быстро).
  • Полководческие решения(вспышка).Переломный момент в кампании
  • (изменение с увеличением).
  • Разгром вражеских соединений(вылет за край слайда).

«Эффект времени» - темп происходящих событий.

  • Продолжительность паузы перед появлением элемента конструкции.
  • Длительность «проявления» обозначения.
  • Последовательность оформления связки.

Зрелищность событий

Цветовыделение – «боевая раскраска» конспекта.

  • Контрастная окраска обозначений для каждой из противоборствующих сторон.
  • Разная интенсивность цвета для последовательных фаз боевых действий.
  • Соответствующая местности фоновая заливка.

«Реалистичность» * - наполнение «пустого» пространства конструкции

  • Изображения боевой техники и личного состава.
  • Достоверные топографические детали.
  • Шум боя.

* Многое можно «добыть» из папок, содержащих графическое сопровождение игр-стратегий. Например: для 1942 года подойдет « Kharkov -42» («Харьков-42»).

Наглядная конструкция – графический интерфейс содержания

Свято веря в то, что пуля дура, а штык – молодец, в практике преподавания мы привыкли полагаться на обычный текст. Однако в современной информационной среде он не всегда адекватен. Роль средства, графически опосредующего его содержание, берет на себя наглядная конструкция. Я полагаю, что использование термина «интерфейс » оправдано – этим предлагается новая трактовка возможностей НК, выведенной на экран компьютера.

Это – возможность выбора необходимых сведений «в указанном квадрате», контуры которого подвижны и могут легко изменяться. Они задаются оформлением и способом подачи учебного материала. В этом случае наглядная конструкция выступает как своеобразный регулятор информационной «громкости». В графическом интерфейсе по умолчанию выставляется еще несколько «технических» параметров:

  • схема прохождения фактического материала,
  • объем информационного блока,
  • вариант обратной связи.

Это - возможность выбора варианта взаимодействия с информацией. Для того чтобы в чем-то разобраться, воспользуемся предложенным конспектом или создадим свой. Второй шаг – выбор той или иной модели НК – имеет принципиальное значение, предопределяя объем и глубину знаний. Инструмент представления информации одновременно является средством постижения ее сути. Каждая модель имеет определенный учебный потенциал.

Создание такого инструмента требует творческого подхода, умения «увидеть» событие и сделать «приглядным» факт. Талант художника не обязателен. Основополагающие приемы и схемы отображения сведений в графической форме (дизайн) уже хорошо отработаны. Привычка мыслить образами (пусть условными), возникающая в ходе такой деятельности, бывает полезна в усвоении истории, рисующей картины прошлого.

Каркас наглядной конструкции «обозначается» специальным алфавитом символов. В качестве исходного материала могут использоваться заготовки - базовые варианты конспектов, которые легко модифицируются. Индивидуальный стиль представления информации складывается постепенно. Здесь возможна аналогия с почерком, все мы пишем одни и те же буквы, иногда об одном и том же, но как по разному это выглядит !

Еще раз подчеркну, содержание понятия «наглядная конструкция», в предложенной выше трактовке, выходит за рамки привычного «ОК» (хотя знаково-символьная опора остается важнейшей частью НК). Конспекту на графической основе можно придавать различную форму, увязывая ее с выразительными образами. При непременном условии – он должен читаться «рядовым» школьником, и операции с его текстом должны быть выполнимыми.

Итак, конспект с графическим «стрежнем» в 20-40 обозначений вместо развернутого текста. Немногословность подобной конструкции вынуждает ученика больше внимания уделять логическим связям внутри текста. Укорачивается путь мысли, за счет исключения операций по свертыванию текстового пространства. Новый подход к освоению информации актуален, но не стоит его абсолютизировать. Это только одна из дорог, ведущих в Рим.

Селеменев Сергей учитель истории шк.№175 г.Новосибирска

 

 

semenev1958@mail.ru