Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ В ШКОЛЕ

Школьное «древо познания» отзывается на изменение общественного климата характерными «годовыми кольцами», вбирающими перемены, произошедшие в сфере образования.

Уходящая постсоветская эпоха начиналась с инновационного вала. Идеям потребовалась методическая оснастка – возник интерес к педагогическим технологиям. Технология – попытка добиться реализации идеи не столько за счет совершенствования структуры урока (советская школа), сколько строгим упорядочиванием процесса учения, жестким нацеливанием на достижение конкретного результата. Технология предполагает определенный способ подачи материала, который может быть легко воспринят другими учителями, но воздействие его на учеников (в силу разного рода причин) по-прежнему остается избирательным.

Пора смириться с этим, и в качестве критерия значимости той или иной технологии, использовать не признак ее эффективности (средний результат наших методических ухищрений всегда примерно одинаков), а ее адекватность. Инновация - это соразмерный времени набор методов и приемов обучения, глубже и точнее отображающий те способы и средства доставки информации, которые утверждаются в обществе в данный период. Именно с этой точки зрения предлагаю рассматривать информационные технологии. Именно поэтому они сегодня столь значимы для школы.

Попытки внедрить в учебный процесс ту или иную идею у нас выливаются обычно в шумную и часто бестолковую компанию. Очередную повинность учительство берется выполнять с неподдельным энтузиазмом, что называется «засучив рукава». Но похоже, что на этот раз привычный сценарий нарушен. Вот только стоит ли этому радоваться?

Первые шаги в компьютеризации-информатизации мы сделали под чутким руководством щедрого дяди (фонд Сороса) и заботливой тети (компания Intel ). Квалифицированно наставляя нас на истинный информационный путь (попутно с продвижением своих интересов на российский рынок), они на скорую руку пичкают нас и соответствующими технологиями. Качество продукции сомнений не вызывает, но уж слишком она напоминает « fast food » в его информационном варианте. И еще одно, может быть, субъективное впечатление, оставшееся у меня после курсов «Обучение для будущего»: нас изначально зажимают в рамках стандартных приложений, заставляя работать на машину.

Российское общество неумолимо втягивается в уже освоенное и местами вытоптанное глобальное информационное пространство. Необходимо проявить большую самостоятельность в поисках адекватного ответа на новый вызов. В этом ответе необходимо учесть наши интересы и нашу ментальность. Конечно, школьник должен уметь работать на компьютере. И мы обязаны научить его правильно утолять «информационный голод». Информационные технологии - способ передачи сведений, оформленных особым образом посредством компьютера.

Предъявление информации превращается в представление: текст, ее содержащий, «оживает», теряет привычную статичность. По моему мнению, применение информационных технологий в школе означает усвоение учебных вопросов в рассмотрении. Но пока мы ограничиваемся «веселыми компьютерными картинками». Современные программы обеспечивают различные варианты красочной и выразительной подачи материала. Если раньше ученик обычно имел дело с развернутым, слегка структурированным печатным текстом, то в электронном варианте ему предлагаются отрывки + изобразительный ряд в различных комбинациях. Наверное, пора идти дальше и подумать о таком представлении материала, которое бы «изнутри» порождало проблему, ставило ученика перед необходимостью постановки своего вопроса.

Первоочередная задача начального этапа внедрения информационных технологий – сделать на этом акцент. Иди и смотри. Увидев, не только узнай, но и пойми! Такой подход к организации учебного материала становится все более актуальным. Эпоха идеологем закончилась, мы уже привыкли к слоганам (вот уж истинно: «хрен редьки не слаще»). От праздничных устных призывов компартии - к красочным рекламным щитам компаний – разворот на 180 градусов. Навязчивые зрительные образы как атрибут новой жизни и т.п. Означенная тенденция может не нравиться, но она требует адекватной реакции школы.

Применяя новые способы воздействия в образовательной сфере, следует придерживаться правила: самодостаточным элементом форма учебного материала становится лишь тогда, когда уже в себе заключает его сущностные черты, смысл. Информационные технологии отличаются от педагогических тем, что в их основе не организация учебного процесса как таковая, а смысловое оформление материала. Если же рассматривать эту деятельность как процесс, то можно выделить две составляющие: компьютерную обработку учеником фактического материала и последующее воздействие авторского электронного текста на аудиторию.

Вторая задача состоит в нахождении адекватных способов графического оформления информации по тому или иному учебному предмету. Понятно, что делать это особенно сложно учителям – гуманитариям, здесь очень значимо прямое воздействие учительского слова. Но увы, от машины уже не уйдешь: для многих понятие «рабочий стол» прочно ассоциируется с ярлыками на голубом экране. Современный компьютер, подключенный к Интернету, - мощное информационное средство и может позволить ученику без особого труда выстраивать свою, «параллельную» историю (это пока большинство ограничивается бездумным скачиванием рефератов).

Учитель теряет монополию на информацию. Компьютер ломает и устоявшийся порядок продуманного и дозированного отпуска программного материала. На фоне яркого и мощного информационного взрыва упорядоченность и предельность «официального» курса кажется неприемлемой тем детям, у которых есть интерес к знаниям. Скучной и серой кажется школа. Компьютер дает возможность вырваться из унылой повседневности и уйти «с головой» в Зазеркалье Интернета.

Отчасти проблема снимается организацией совместной работы учеников, учителя и… компьютера по осмыслению фактического материала в приемлемой для всех сторон форме. Для этого нам надо учиться разговаривать на языке компьютера, языке электронного текста. Под ним я понимаю всю совокупность материалов по определенной теме, которую можно вывести на экран монитора. Отличительные признаки - «безграничность» (гипертекст), неоднородность и многоуровневость. Итогом обработки учеником разнообразных информационных ресурсов является авторский текст, в наглядной форме фиксирующий смыслы и показывающий проблематику темы. Выбор этого методического пути отодвигает на задний план техническую составляющую информационных технологий, позволяет сконцентрировать внимание ребенка на постижении сути явлений и событий.

Сегодня, оформляя учебную информацию как электронный текст, мы обычно предлагаем машине выполнить простенький алгоритм: понятия – примеры - задания. А стоило бы больше думать над тем, как учесть внутреннюю логику развития явления, какой вариант представления в большей степени корреспондируется с методологией данной науки? Например, для историка важно преподать информацию с одновременным зримым раскрытием причинно-следственных, временных и локальных связей. Общественное явление по истории, пример по математике или художественный текст по литературе не только исследуются соответствующим понятийным аппаратом, но и в основе своей имеют разные смысловые единицы (обозначения-символы, цифры, слова). Кроме того, в одном случае нам важно раскрыть смысл события, в другом - показать логику решения, а в третьем - истолковать поступок героя. Весь этот комплекс требований необходимо иметь ввиду, составляя итоговый текст.

Конечным результатом должна стать «умная картинка», работа над которой способствовала бы интеллектуальному развитию ученика. Электронным ресурсом она останется в памяти компьютера, постепенно превращающегося в «толкового собеседника». Графическая композиция, сочиненная учеником, – фокус его виртуального информационного пространства. Это системообразующий элемент всего массива информации и канва для его осмысления. Такого рода изображения можно назвать «иллюстрациями к размышлению» - авторскими графическими конструкциями, содержащими в себе значимые проблемы, построенными адекватно учебному предметному содержанию и представляющие собой главную страницу гипертекста.

Примером такой конструкции может служить формула «Солнце» Интернета». Ее образная основа – «солнечный диск» (к светилу нельзя приближаться слишком близко). Серая паутина на черном фоне символизирует пагубность интернетомании. Проблему можно рассматривать, отталкиваясь от двух самостоятельных графических уровней: Интернет это благодатное светило или «черная дыра»?- предполагает рассуждения общего плана; Интернет это бездонный кладезь информации (силуэт книги) или зловещая липкая паутина?- требует большей конкретки в высказываниях. Система гиперссылок: ? - проблемная ситуация в словесном изложении, www – историческая справка, !!!-примеры положительного воздействия Сети, отдельные секторы паутины - отрицательного, ! –электронная форма для голосования, если документ сам является страничкой в Интернете и т.д.

Ученику необходимо в виртуальном пространстве показать свое понимание явления или события, отношение к нему. Выработка этого умения идет постепенно: начинается с переоформления (вплоть до перезаписи в другой программе) готового электронного текста, для придания большей выразительности. На него ставится «печать» индивидуального восприятия. Следующий этап – работа по изменению содержания текста, когда ученик занимается его редактированием: усиливает нужный аспект, освобождает от «лишних» деталей, по новому структурирует. Заключительный этап – апробация различных вариантов графического отображения. Последующая самостоятельная деятельность - осуществление конкретного проекта.

Ученики могут создавать весьма содержательные электронные тексты, но полной картины всего изучаемого материала они не дают. Надо сразу согласиться с тем, что применение информационных технологий: это только часть учебного процесса. Они актуальны на сегодняшний день, но по настоящему глубоко, с ощутимой пользой для себя, ими занимается только часть школьников. Для того чтобы в этом деле появилось больше «попутчиков», необходима доступная версия электронного учебника (база учебных данных), размещенная в Сети под эгидой министерства образования. Работа по его созданию и совершенствованию должна быть открытой. Страницей учебника может стать любой интересный электронный материал, соответствующий программным и методическим требованиям.

Как новые веяния отзовутся на организационной стороне процесса учения? Границы урока (в рамках проектной методики) размываются. Он приобретает свое раннее значение – «работа, заданная для выполнения в определенный срок». По окончании этого срока ее результат демонстрируется и обсуждается. Формы обсуждения проекта (прежде всего концепции, заявленной на главной странице) могут быть различными. Критерии: глубина постижения смысла (идея), выразительность подачи (образ) и оригинальность оформления (дизайн).

Постепенно вызревает новый школьный жанр – демонстрационный урок. Мультимедийный компьютер, проектор и экран становятся атрибутами не только кабинета информатики. Урок истории в компьютерном классе, где ученики «спиной к учителю», вряд ли может быть регулярным. И говорить о какой-то особенной методике использования компьютерных технологий на уроке как об отдельной дисциплине можно только тогда, когда речь идет о собственно информатике. «Информационные технологии» - во множественном числе. Варианты их осуществления различны.

Я полагаю, что «графический» - наиболее приемлем для использования в школе, особенно в преподавании основ наук гуманитарного цикла. Его суть - в большей опоре на символьную наглядность, что способствует формированию «свернутой логики» передачи o понимания материала. Раскрытие лаконичной наглядной конструкции в развернутом словесном изложении требует самостоятельной мысли. В целом такой подход может сыграть важную роль в развитии новой информационно-образовательной стратегии.

…Оказавшись в школе в разгар летнего ремонта, увидел сваленные в кучу кинопроекторы «Украина» - бывшие символы технической оснащенности школьного кабинета отправлялись на свалку. В свое время демонстрация на большом экране ожившего, а затем и заговорившего человека, воспринималась с не меньшим энтузиазмом, чем нынешняя компьютеризация. Однако «важнейшее из искусств», так и не сыграло революционизирующую роль в образовании.

Компьютер – более функционален и «технологичен». На небольшом персональном экране можно не только наблюдать за развитием событий и явлений, но иногда вмешиваться в их ход. Он позволяет самостоятельно «режиссировать» экранное действо, и это крайне важно. Но не оставляет мысль, что кто-то (лет через 50), натолкнувшись на старые системные блоки, подумает: привнеся много нового, компьютер принципиально ничего не изменил в образовании.

Вспоминается детская загадка: «висит груша – нельзя скушать». Смогут ли наши ученики вкусить от виртуальных плодов, созревающих на школьном древе познания? И будут ли те плоды не только съедобными, но и полезными?

Селеменев Сергей учитель истории шк.№175 г.Новосибирска

 

semenev1958@mail.ru