Статья написана в соавторстве с Ткаченко Анной Александровной

Диалог: слова и образы

 

К слову «Аннушка» привязались

слова « подсолнечное масло»,

а затем почему-то «Понтий Пилат».

М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

 

     Сложность изучения  романа Булгакова «Мастер и Маргарита» состоит в том, что он интересен ученикам и к уроку ими уже прочитан. Учитель вторгается в  мир школьника, у которого есть свой Воланд, Мастер, Маргарита, Иешуа… Автор успел «сказать» читателям несколько слов. Но нет худа без добра (заметим, это основополагающая идея романа). Такая ситуация открывает новые возможности диалогового прочтения этого произведения.

     Вступая в диалог, мы обменяемся словами-ценностями с автором и Героями. И возможно, угадаем  Булгакова, как когда-то его Мастер угадал сына короля звездочёта - Понтия Пилата. Сведем систему ценностей, представляемую Героями и по-своему понятую учениками, к образу романа. Чтобы отыскать его, отправимся на  бал Булгакова и еще раз перелистаем страницы книги.

     Музыка слов завораживает, персонажи – удивляют. Ученики  в числе приглашенных, знакомятся и «беседуют» с нечистой силой, безумным писателем, влюбленной королевой, бродячим философом… Разговор идет на разных языках, «но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются». Диалоговое прочтение продолжает тот бесконечный спор, который ведут герои.    Они спорят не только между собой - они спорят с нами.

     В статье предлагается модель деятельности, которая, как мы считаем, поможет школьникам интерпретировать текст. Создать свое, более обширное  смысловое пространство, соединяющее с «Мастером и Маргаритой». Мы не настаиваем на литературоведческой правильности суждений. Главное – обеспечить ученику возможность высказаться, «удерживая» его в определенном  русле.

     Начинается диалог с представления Героев. Затем намечаются точки непонимания: три слова, которые почему-то цепляются одно за другое. На их основе формулируются  проблемные ситуации. Одна подается как иерархия понятий: первый уровень - ценность Героя, на втором - сталкиваются понятия, раскрывающие суть проблемы. Третий - это слово-гипотеза. Этому построению ученик дает объяснение, заканчивающееся цитатой из текста.

Уже эпиграфом задаются главные для автора  ценности - добро и зло. Поглощенные бытом, мы редко задумываемся: что может быть выше этих двух понятий? Ответить попросим Героев.

     «И вы не могли найти другой темы?» -  вспоминается саркастический вопрос Воланда. Нет, не могли. Уже своей формой книга из двух текстов, идеи которых перекликаются и сталкиваются, вызывает на диалог,  требует личного участия. Школьникам нетрудно представить, что  сейчас из воздуха соткется прозрачный гражданин престранного вида и  весьма бесцеремонный. Его хозяин –  консультант по черной магии.

     Текст как-то незаметно затягивает, и вот уже хочется вставить реплику в диалоги персонажей, дополнить их, продолжить разговор. (Будем осторожны, памятуя о том, что только один неверный каламбур о свете и тьме сделал благородного рыцаря болтливым гаером в треснувшем пенсне).

     Ученики, учитель и автор (в лице своих персонажей) составляют короткие диалоги. В них несколько эпизодов, каждый из трех реплик. Мы касаемся актуальной ценности и пытаемся вместе понять, где выход в извечном противостоянии добра и зла. Работа над образом Героя заканчивается его «последним словом». Прощаясь, подбираем ему подходящий предмет-символ.

   Объявим бал и пригласим  Героев. По нашей традиции, их четверо. Что значимо для них, определить ученику не составит труда: зло - Воланд, творчество - Мастер, любовь - Маргарита и добро - Иешуа. Сделаем несколько шагов с каждым, попытаемся расслышать их слова, чтобы затем увидеть образ романа.

 

ВОЛАНД

   Первым появляется носитель зла - загадочный иностранец, прибывший в Москву с экзотической свитой. Повелитель теней – самый яркий персонаж романа, несмотря на свое убогое одеяние: ночную длинную рубаху, грязную и заплатанную на левом плече. Он приехал посмотреть. Конечно, от его правого искристого глаза ничего не укрылось. Революционный эксперимент во имя добра, проводившийся большевистскими «бесами», провалился. Новая власть смогла добиться некоторого снижения порога зла, перехода его с социального на бытовой уровень, мелочный и неприглядный. Это сдержанно констатирует Воланд, посмотрев на москвичей в массе: «люди как люди».

   На его представительном балу ста королей из русских злодеев замечены только двое: Малюта Скуратов и Настасья Минкина. Нынешних своих адептов Воланд не только игнорирует, но и наказывает: приглашенный на церемонию милейший барон Майгель убит за наушничество…. Такое поведение духа зла озадачивает учеников.

   Впечатление от «общения» с Воландом они выражают такими словами: «одиночество», к которому привязывается «разрушение», а затем почему-то «добро». Следующий  шаг – представление соответствующих проблемных ситуаций.

?     «Один, я всегда один». Зло одиноко – злодеев тьма. Когда в мире становится слишком много нечисти, этим, как ни странно, в большей степени озабочен  сам князь тьмы. Его миссия – восстановить правильный баланс…

?     «Этот несуществующий» выполняет черную работу. Без разрушения созидания не бывает. Для добра необходимо расчистить место, самостоятельно оно этого сделать не может. Зло можно творить, но зло может творить …

?     Воланд делает мир добрей, очищая его (мир, но не отдельных людей!). Насколько хорош и внушителен мессир, настолько отталкивающе смешны московские «лиходеи». Зло для злодеев - добро…

   И это правильно! Зло «овеществленное», роящееся вокруг квартир, дач, червонцев, – некрасиво. В нем нет одухотворенности, высшего предназначения. Для того чтобы все было по справедливости, Булгаков пригласил на свой бал самого духа зла в качестве почетного гостя. Для читателя тех лет в этом нет ничего странного. В СССР разгар «безбожной пятилетки», к 1937 году слово «Бог» собирались вообще исключить из советского лексикона. Знаменательно, что в этом году по стране прокатилась волна самых страшных репрессий. Булгаков вынужден взять в союзники дьявола, в отличие от Достоевского, уповавшего на Бога.

   Пришла пора поговорить с самим мессиром. По примеру кота Бегемота обратимся к логике, чтобы составить беседу с его хозяином. Вряд ли вереницу наших силлогизмов по достоинству оценят знатоки. Строго говоря, это элементарные конструкции, включающие суждения преподавателя, слова нашего  Героя и  реплики ученика.

Учитель:   Зло существует для того, чтобы мы выбрали в добро.

Воланд:   Не желая задумываться об этом, люди постоянно  выбирают зло.

Ученик:   Человек заковывает себя в «доспехи зла», чтобы сохранить остатки добра.

Учитель:   Иммануил Кант утверждал, что Бог нужен для вознаграждения добродетели. 

Воланд:   Старик Кант, говоря так, ошибался: людям нужен Бог, чтобы было прощено зло,  на которое они пошли.

Ученик:   В этом случае доказывать существование Бога будет сатана.

Учитель:   Тогда чем «правильнее» воспитывать в людях добродетель - прощением или наказанием?

Воланд:   Чем наказывает Бог? Вы не попадаете в рай. На ад вы обрекаете себя сами. Ученик: Правильно, когда человек сам получает возможность выбирать между добром и злом.

   Никогда ничего не просите… «Каждому по его вере». Стоит согласиться с Воландом? Поставленные перед необходимостью сознательного выбора, мы чаще предпочитаем слабое Добро, несмотря на завораживающее величие Зла. Мы действительно верим в добро?

   Заканчивая разговор с мессиром, ученики ищут особый знак, заключающий его диалектику добра и зла. Символом «правильности» Воланда для многих является алмазный треугольник. Две вершины – Зло и Добро. Третья – человек. Если человек делает правильный выбор в жизни,  то он на верху этого треугольника.

МАСТЕР

   На великом балу Булгакова он незаметен, тенью своей его накрывает фигура Воланда. Первое прочтение романа обычно заканчивается вопросом ученика: а где же тот Мастер, имя которого вынесено в заглавие произведения? Он является нам без фамилии, от которой отказался, как и вообще от всего в жизни. Говорит о себе ужасные слова: «я теперь никто». Этот человек лет 38, с острым носом и встревоженными  глазами в «драгоценном» колпаке на бритой темноволосой  голове, - наш следующий Собеседник.

   Мы привыкли считать Героем того, чье деяние выходит за пределы человеческих возможностей или человеческого понимания. Он предстает либо в терновом венце, либо в лавровом венке.  Однако №118 нелеп и откровенно беспомощен. Как это объяснить?

   Ситуацию непонимания обозначим опорными словами. К слову «одиночество» привязывается «Пилат», а затем почему-то «страх».  Эти ассоциации возникают у школьников чаще других. Уточним обстоятельства, связанные с ними.

r    Одинокий писатель мыслями в древнем Ершалаиме, тогда как его современники в общем порыве устремлены вперед, строят город-сад. Однако будущее востребует «трижды романтического»  Мастера, а не  плакатных героев первых пятилеток….

r    «Вот теперь» рассказывать о Пилате даже Воланду показалось слишком. В эпоху, когда Время торопили, было действительно безумием вглядываться в столь отдаленные события. Это непростительная  «идеологическая» ошибка…

r    Герой не совершает подвига. Мало того, он вообще не выносит шума, возни и насилия; забившись в уютный полуподвальчик - пишет роман.  Мастер обезличен, внимание сосредоточено на тексте, который он создал. Так понятие «творчество» ставится  в один ряд с добром и злом…

  Творчество предполагает и созидание, и разрушение (в данном случае талантливое произведение ставит под сомнение господствующие в обществе догмы). Однако Мастер, создав роман, не смог за него бороться, им овладел страх, спрут с очень длинными и холодными щупальцами достал его. Писатель лишился покоя.

   В годы, когда жизнь если и не превратилась в вертеп, то уж точно стала Варьете, на подмостках которого непрофессиональные актеры разыгрывают великую трагикомедию, Булгаков несвоевременен. Он возвращает читателей к изначальным ценностям, вкладывая в привычные для 30-х годов слова особый смысл.

   Пытаясь постичь этот смысл, мы вступим в диалог с Мастером. Учитывая состояние нашего собеседника, он получится несколько сбивчивым.

Ученик: Мастер написал не о бродячем философе, для которого все  люди добрые, а о жестоком прокураторе.

Учитель: И тот, и другой наделены огромной властью, только один над  жизнями - другой над душами.

Мастер: Пилату еще предстоит окончательный выбор, тогда как Иешуа его уже сделал.

Ученик: Мастер делает своим героем Пилата, потому что боится сам.

Мастер: Мы оба не устояли перед грубой силой власть предержащих.

Учитель: Творец велик в глазах потомков, но его обычно не принимают современники.

Ученик: Булгаков пишет о зле, Мастер - о добре.

Учитель: Творчество выше добра и зла и стоит вне времени. 

Мастер: Прошлое  лишило меня настоящего, возможно, рукопись подарит будущее.

   Роман, рассказывающий о «страшных» событиях, не пугает… Наоборот, последнее слово Героя вселяет в нас веру. «Свободен! Свободен!»  - произнесено, когда ему было дано право непосредственно вмешаться в ход описываемых событий. Булгаков, создавая образ Мастера, «угадал» слова, которые необходимы сегодня. Новая, еще непривычная реальность: мы свободны, но еще не перестали бояться. Роман долго будет держаться на нашем культурном горизонте. Символом Мастера становится тетрадь, исковерканная огнем.

 

МАРГАРИТА

   Темная королева, чуть косящая на один глаз ведьма – хозяйка весеннего бала Воланда. Она царит на страницах романа. Светлая королева, любившая цветы зеленоглазая Марго – самая замечательная из приглашенных на бал Булгакова. В ответ на слова о ее исключительной доброте она говорит: я легкомысленная женщина. Уточним – влюбленная женщина.

 

   Ее любовь – жизнь, когда благодаря нашей героине писатель из арбатского подвала становится Мастером, ее любовь – смерть,  когда она помогает ему обрести покой. Как навсегда связаны добро и зло, так рука об руку  идут творчество и любовь. Так какая это королева - добрая или злая? Вопрос, который заставляет школьников задуматься.  

   И тогда к слову «одиночество» привязывается «счастье» а затем почему-то «судьба».

o       «Необыкновенное, никем не виданное одиночество» в глазах Маргариты. Мастер увидел это. Они стали нужны друг другу. Маргарита чем-то очень важным дополняет Мастера…

o       Маргарита не испытывала ни в чем нужды, но она не знала и одной минуты счастья. Ей нужен был, Мастер, а вовсе не готический особняк и не деньги. Она помогает писателю творить. Она сулит ему славу - он дает ей счастье…

o        «Столкнула их сама судьба». Любовь, как убийца в переулке, выросла перед ними внезапно. Маргарита подвигла Мастера на завершение работы, сделавшей его безумным. Они наказаны любовью или вознаграждены…

   Исчез Мастер, появился № 118 - она стала ведьмой. Его боль превратилась в ее зло. Маргарита стремится любой ценой (даже своей погибели) вернуть возлюбленного.

Ей важно благо одного человека на свете. Ради его спасения  она принимает сомнительное предложение таинственного иностранца и становится на одну ночь королевой злодеев. Надев ожерелье с черным пуделем,  подставляет свое колено под поцелуи висельников. Она  хочет вернуть потерянное счастье. Можем ли мы осуждать героиню? Выбор в пользу любви-ненависти был непрост.

   Свет уступает место тьме. «Разрушение доставляет Маргарите жгучее удовольствие». Королева получила свободу и власть из рук мессира. Однако единственная её просьба обескураживает Воланда: избавьте Фриду от платка с синенькой каемочкой. Она женщина и сохранила чувство жалости к слабым.

   Гордая женщина красива и умна. Так хотелось бы добавить: «добра»… Увы, назвать ее такой нельзя.  Но нам она очень нравится! Мы читаем роман вначале о Маргарите, а лишь потом о Мастере. Он подчинился силам зла, его возлюбленная -  подчинила их себе.

   Любовь, как и творчество,  вбирает в себя оба начала: и добро, и зло. В любви их соотношение случайно, неустойчиво. Любить одного человека и любить всех людей -   разные вещи. Когда он единственный, риск спутать добро со злом велик.

   Маргарита с королевским достоинством держится на балу, умеет искусно поддержать беседу. Попытаемся и мы сказать ей несколько слов, хотя помним замечание Азазело, что разговаривать с влюбленными женщинами трудно.

Ученик: Мастер безропотно принял свою участь, а Маргарита решается на борьбу .

Учитель: Но она ведьма, как можно ею восхищаться?

Маргарита: Я  стала частью той силы, которая разрушает во имя добра.

Ученик: У Маргариты красивый, добрый муж, который её обожает. Он творческий человек, сделал открытие государственного значения – мастер в своем деле.

Учитель: Маргарита Николаевна женщина весьма умная и легко найдет этому объяснение.

Маргарита: Я больше не хочу лгать.

Ученик: К сожалению, она стала злой, но ее ярость направлена на врагов Мастера, написавшего о Понтии Пилате.

Учитель: В этом романе вся ее жизнь

Маргарита: Отпустите меня, дайте мне свободу жить и любить.

   Любовь, это «вечное перо», из-под него выходят рукописи, которые не горят. Любовью извлекается дар Мастера. До встречи с Маргаритой он как бы и не жил. Она сделала его своим королем. Ее чувство помогает вылечить от страха душу писателя. «Я верую!»- шептала она торжественно. Вера в силу любви привела к тому, что действительно сами предложили и сами все дали. Символ Маргариты - небольшая золотая подкова, усыпанная алмазами, знак счастья, которого королеве так недоставало.

 

ИЕШУА

   Отдельно от шумной толпы приглашенных на бал стоит бродячий философ, грустные глаза которого чему-то улыбаются. Он в стареньком и разорванном голубом хитоне, ему лет 27. К его словам напряженно прислушивается пожилой человек в белом плаще с кровавым подбоем. В числе человеческих пороков одним из самых главных Иешуа называет трусость.

   Помянув безумного философа, мы не могли не помянуть его собеседника – Понтия Пилата. Вопрос прокуратора: «что есть истина?» - порой мучает и нас. Тот, кто может объяснить все, далеко; он ушел по лунной дорожке. Мы пытается отвечать, заглядывая в собственную душу.

   Назвав Иешуа, к слову «одиночество» привязываем «слабость», а затем почему-то «правда». Наши размышления о Герое начнем с этих слов.

?       «Я один в мире»,- говорит Га-Ноцри прокуратору: Немногие люди похожи на Иешуа! К сожалению, чаще встречаются Лиходеевы, Босые, дяди из Киева и т.п. Они делают жизнь какой-то недоброй. Однако мы слышим: «беда в том, что ты потерял веру в людей» …

?       Бродяга философ слаб телом и не может защитить себя. Убежденность в своей правоте делает его сильным духовно, дает ему внутреннюю свободу. И тогда он становится бесстрашным, не будучи храбрым…

?       Правда тревожит душу, делает жизнь обывателя неуютной. Толпа, поющая аллилуйя по окончании проповеди, позже ревет: распни его, чтобы заглушить угрызения разбуженной совести. Часто мы сами не хотим быть добрыми людьми…

Прокуратор, не желавший зла бродяге, все же осудил Иешуа на смерть (испугался римский чиновник, ему привиделось страшное лицо кесаря). В ответ - последние слова: «благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь». Любить людей – значит прощать, взваливая на себя тяжесть их грехов. Лишь тот, чья душа не запятнана своими, способен нести такое бремя. И тогда слабость становится силой, добро побеждает зло. Способность прощать – признак истинной доброты. Иешуа очень жаль Иуду из Кириафа…

   Исковерканные страхом души врачуются словом. Произнести его так, чтобы оно зацепило за «живое», способны немногие. Для этого надо любить всех людей, видеть в них то хорошее, что может разбудить к новой жизни – воскресить. Слыша много слов, в которых отблески света и мрак тьмы, отголоски истины и тень заблуждений, обычно не можем или не хотим услышать то единственное слово.

   Мы «либо ничему не учимся, либо все перепутываем». Чудо случается, когда это слово наполняется личностным смыслом. Пилат хочет продолжения разговора с Иешуа. Его мучает (О боги, боги!) непонятная тоска   из-за того, что они не договорили. Произнесены были обычные слова, но они приобщали к вечности. Не случайно у прокуратора после разговора с арестантом мелькнула «нелепая мысль о бессмертии».

   Прокуратор и подследственный из Галилеи ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор оказался особенно интересен и нескончаем. Продолжим разговор с Иешуа. Конечно, мы чего-то не договорим, а он не дослушает

Ученик: Получается, что добро надо отстаивать и за него необходимо страдать.

Учитель: Мы всегда ожидаем победу добра, но согласитесь, чаще побеждает зло.

Иешуа: Добрый человек! Поверь мне.

Ученик: Стать добрым человеком значит стать слабым человеком.

Иешуа: Сила добра в прощении и смирении.

Учитель: Открыть в человеке  «человека доброго» значит простить его грехи.

Ученик: Мы часто полушутя-полусерьезно говорим о том, что любое доброе дело не остается безнаказанным.  

Учитель: Слабость и беззащитность добра очевидна.

Иешуа: Правду говорить легко и приятно.

   Слово - философский камень души. Писатель помогает нам осознать себя добрыми людьми, хотя это очень непросто. Он скорее властелин умов, чем душ. Проповедовать можно лишь изустно. Слово, записанное на пергаменте (бумаге), теряет свой сакральный смысл. «Решительно ничего из того, что там записано я не говорил», - утверждал относительно «стенограмм» Левия Матвея сам бродячий философ. Мастер и Мессия - разные ипостаси духовного творчества.

   Сказать не значит быть услышанным. Это случается, когда сопрягаются два слова - твое и мое. Когда, поверив автору, ты вступаешь в диалог. У Булгакова он состоялся, его фантасмагориям доверяешь больше, чем иным признанным произведениям начинавшейся тогда эпохи соцреализма.

   Громко звучат, смертельно напугав прокуратора, тихие слова доброго философа: «Человек перейдет в царство истины, где не будет надобна никакая власть». Здесь люди будут добрыми, потому что освободятся от страха. Символ Иешуа - тридцать тетрадрахм. К несчастью, всегда найдется тот, кто за тридцать сребреников продаст своего Спасителя.

 

II

КАМО ГРЯДЕШИ?

   Главные герои одиноко идут по ступенькам текста в «храм новой истины». Булгаков устроил свой бал в храме. Это - образ романа. В условиях сегодняшнего религиозного ренессанса он может вызвать неприятие. От учеников требуется развернутая аргументация. Отстаивая свою позицию, еще раз вспомним эпоху Булгакова: храмы переделывали в Дома культуры (в лучшем случае!), так что для такого действа это подходящее место.

   Веселясь, наслаждаясь легкостью текста, мы нет-нет да и оглянемся стыдливо на самую трагическую сцену писания, так талантливо изображенную Мастером… Атмосфера карнавала и праздничности - другая сторона текста, её апофеозом является бал в нехорошей квартире. Много в романе персонажей, поступки которых в библейском, вечном контексте кажутся особенно суетными и смешными.

   Текст утопает в цветах. Шествуя по страницам книги, усыпанным мимозами, розами, тюльпанами, под аккомпанемент лучших музыкантов обезьяньего джаза, залихватский свист Бегемота и Коровьева-Фагота, так и хочется воскликнуть: «Мы восхищены!». Да, М.А.Булгаков устроил нам настоящий бал. Мы пришли на него в компании главных персонажей, но видим вокруг себя десятки других лиц.

   Кто королева на этом балу? К кому идут, чтобы увидеть хоть улыбочку, если нет возможности услышать слово, хоть «малюсенький поворот головы» в свою сторону. Пожалуй, этот вопрос самый важный во второй части нашего диалога. Имя королевы Булгакова – ВЕРА. К ней идут все, одни с надеждой избавиться от гнетущего их зла, другие с любовью за данное им добро. И у каждого вера своя.

   Мы приглашены, чтобы сделать выбор. Между Добром и Злом. Покидая этот бал, ученики если и не приняли окончательное решение, то серьезно задумались.

   Куда продолжить свой путь? Бежать, задыхаясь и падая, чтобы успеть проводить Его, идущего на гору Лысый череп, или, любопытствуя, пройтись по парадной лестнице Воланда? Мы ищем выход из страшно-смешной круговерти, в которую вовлек нас писатель.

   Мастер и Маргарита ушли по песчаной дороге к вечному дому, данному в награду. Там они получили покой. Каждый из нас вправе выбрать другую, обретая и оберегая свою ценность. Чтобы  пройти выбранным путем, надо поверить в себя.

u      С кем из наших Героев мы предпочтем не расставаться?

u      Какая ценность для нас значима сегодня?

u      Какой смысл мы вкладываем в неё?

   Булгаков строит храм в наших душах. Возможно, он будет напоминать фантастическую  Sagrada Familia  А.Гауди. Строительство собора в Барселоне не было завершено, в 1926г. его прервала смерть архитектора. У писателя в  советской России только рождались мысли о возведении своего храма-текста.

   Ну что же, пора заканчивать рассуждения, ведь известно уже, что «все теории стоят одна другой». Не дай Бог, у читателя заныл левый висок, того хуже - началась ужасная болезнь гемикрания.

 

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

   В мозаике слов мы увидели образ текста. Картина сложилась в ходе диалога о добре и зле, любви и творчестве, о вере и свободе. Прочитан странный роман, который начинает  дьявол с  рассказа о Боге. Тем интереснее было угадать автора, понять его Героев. Тем неожиданнее оказался образ.

   Булгаков предложил пройти путь, начинающийся с  искушения Злом – сильным, с оттенком благородства. Эпоха ра-зло-ма, в которую живет писатель, выпустила наружу князя тьмы.. Воланд основной персонаж произведения, но главный Герой романа «Мастер и Маргарита» - его автор. Мы услышали, что выше добра и зла – вера.

   Можно говорить о времени Достоевского, Толстого, Булгакова… Это отдельные миры со своей системой ценностных координат. Они в той или иной мере применимы для описания современности. Настоящий мастер в своей рукописи всегда скажет больше, чем нужно той эпохе, которой он принадлежит.

   Ценности - скрытые пружины жизни, работающие исподволь. Каждый писатель пытается понять и передать их истинный смысл. Внимание учеников было акцентировано на этом аспекте художественного творчества. Наша задача не исследование, а интерпретация авторского текста, приемлемая школьнику как по форме, так и по существу.

   Конечно, в отдельных кусочках текста при ярком свете критических статей можно узнавать осколки творений Гоголя, Гете и даже Маяковского. Однако нам интересно то время, когда свет полной луны заливает храм, возведенный мастером, и роман начинает свою таинственную жизнь. Его продолжением станут короткие тексты – апологии Героям, которые напишут ученики, прошептав им: «Свободен, наконец свободен!»

  Возможно, они что-то угадают и отправятся дальше. Может быть, их постигнет участь Ивана Бездомного, который собирался, но не продолжил роман Мастера. Вряд ли эти тексты  прочитает Он. И все же некоторые останутся под влиянием сотворенного Булгаковым чуда. Что дальше получиться, уж решительно непонятно.

 

   Прочитав «Мастера и Маргариту», уверуем: истина в том, что мы все добрые люди и от зла,  отягощающего наши души, избавиться можно (в благом деле иногда помогает даже черт). Для этого необходимо услышать особенное слово, которое освободит нас. Как когда-то в ночь на воскресенье Мастер сделал свободным

«жестокого пятого прокуратора Иудеи,

всадника Понтия Пилата».

 

P.S.

Свою рукопись Михаил Афанасьевич Булгаков завершил в конце 30-х годов.

В 1966 г . роман преподнес ему сюрприз - был опубликован.

Булгаков освободил Мастера, и они пошли по  лунной дорожке.

Их путь длится уже 40 лет. Интересно, о чем они договорились?