Home page
 

 

 

Иллюстративный материал статьи

 

Наглядные конструкции

1900-1945

версия для печати

Опорные конспекты по отечественной истории 1900-1945 годы

Предварительные замечания

Между тем использование конспектов возможно в рамках различных методических систем, в том числе весьма отличных от шаталовской. Разумеется, конспект для урока истории должен отличаться от аналогичных конструкций по другим школьным дисциплинам.

Прежде чем продолжить разговор о возможностях применения ОК на уроках истории, нужно пояснить, в каком значении употребляются термины "опорный конспект", "опорный сигнал" и другие связанные с ними.

Опорный конспект (ОК) - развернутая наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначениям ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.

Обозначения - условные знаки (слова, буквы, цифры, иные символы), используемые для передачи информации о фактах, явлениях, процессах. Совокупность обозначений представляет собой исторический алфавит, который расширяется и усложняется от класса к классу.

Ключевые слова (КС) - понятия, составляющие смысловую основу содержания ОК.

Текст опорного конспекта - совокупность обозначений и ключевых слов, составляющих ОК.

Опорный сигнал (ОС) - лаконичная наглядная конструкция (от 1 до 10 обозначений), задающая направление мыслительной деятельности.

Содержание опорного конспекта - информация, считываемая с ОК (ее объем может изменяться).

Для того чтобы ОК стал для большинства учителей истории не только приемлемым, но и привычным методическим средством, нужно изменить и саму концепцию конспекта, и приемы работы с ним.

1. Прежде всего следует четко обозначить сферу использования ОК. Усвоение исторического материала происходит на двух уровнях - восприятие информации и творческое осмысление (применение знаний). ОК способен стать основным методическим средством на первом уровне, тогда как на втором акцент переносится на решение задач. Учитель, работающий только с ОК, сознательно допускает явное преобладание иллюстративно-обьяснитепьного изложения и репродуктивной деятельности школьников.

2. Шаталовские ОК изначально ориентированы на усвоение правил. Их главная задача - определить последовательность и соотношение, задать направление мыслительной деятельности. Единство элементов такого ОК скорее внутреннее, смысловое, нежели композиционное. В большинстве случаев Шаталов предлагает не конспект, а сигнал.

Изучение истории только на использовании ОС не построишь, так как замена каждого факта обозначением делает конспект чересчур дробным, похожим на запутанную шараду, а значит, затрудняющим усвоение информации.

Чтобы стать эффективным, конспект по истории должен соединить в себе достоинства ОС и учебного текста. Сигнал может стать своеобразной формулой темы - выразительной, яркой, запоминающейся.

3. При всех вариантах использования ОК большое значение придается ключевым словам. Однако выделение КС при изучении истории также имеет ряд особенностей.

КС в опорных конспектах по истории исключают применение словосочетаний; количество КС ограничено. Список КС может служить подробным планом; при необходимости КС уточняются и трансформируются в понятия, общие и единичные. Усвоение КС, таким образом, может стать основой для составления учебных задач на втором уровне изучения и формализованным критерием оценки и самооценки знаний учащихся.

4. ОК по истории должен быть не только лаконичным, структурированным, выразительным, но и динамичным, многоуровневым. Традиционные же конспекты внутренне ограничены, статичны, самодостаточны, и это делает их неприемлемыми для тех, кто не желает унифицировать процесс преподавания. Чтобы показать события и явления в развитии, чтобы наглядно изобразить процесс, необходимо использовать обозначения, передающие характер действии и отношений. Б предлагаемой системе каждый конспект можно развернуть, написав дополнительные ОК к отдельным обозначениям или смысловым блокам. Таким образом, ОК по истории соединяет в себе признаки ОС и учебного текста. Наличие алфавита обозначений и развернутость текста ОК делают конспект читаемым и легко воспринимаемым школьниками с разным уровнем подготовленности, оставляя при этом и ученику, и учителю известную свободу маневра в пределах выбранного направления движения.

ОК нужен не сам по себе, а для того, чтобы передать определенное содержа* ние. Поэтому не может быть и речи о едином алгоритме работы с ОК. Варианты использовании ОК определяются склонностями учителя, уровнем подготовленности класса, задачами конкретного урока и т. д.

Вместе с тем можно выделить некоторые общие приемы работы с текстом ОК.

Рассмотрим их на примере первой части ОК ("Первая русская революция").

Надеемся, что опубликованные в этом выпуске материалы окажутся полезными как для приверженцев методики В.Ф.Шаталова, так и для ее противников: ведь некоторые предложенные С.В. Селеменевым приемы обучения вполне вписываются и в рамки традиционного урока. Преимущества и недостатки работы с опорными конспектами, технология их использования - тема особого разговора, в котором, надеемся, примут участие и наши читатели.

semenev1958@mail.ru