Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

Статья написана в соавторстве с Ткаченко Анной Александровной.

Сказание о Борисе и Глебе
Историко-филологический урок-диалог

Мы часто говорим: "Святая Русь".
Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто вы, первые русские святые?
Борис и Глеб - князья, сыновья Владимира, крестившего Русь, стали мучениками "кроткими и многомилостивыми", "блаженными страстотерпцами", приняв смерть от брата своего Окаянного. Далекие и непонятные слова... Может быть, вчитавшись в текст жития святых, поняв его, приблизив эти слова, мы дадим ответ не только на этот прямой вопрос, но и поймем, какой смысл вкладывался в извечные для нашего народа ценности в ту давнюю эпоху.

I. В углу классной комнаты раскинут "шатер". Там - Сказитель и ученики, представляющие текст, там - "прошлое". Рядом со Сказителем - две горящие свечи и икона, изображающая святых князей. Мы оказываемся свидетелями того, как страдает и мучается Борис, принимая смерть от руки брата своего, как гибнет, пытаясь спасти своего господина, отрок Георгий "родом угрин". На наших глазах умолял своих убийц юный Глеб: "Не пожинайте меня, в жизни созреть не успевшего"... Гаснет одна свеча, потом другая. И погружается импровизированная сцена во тьму, как когда-то Русь во тьму раздоров и злодеяний.

II. Герои Древней Руси (а к их числу мы отнесем и Святополка Окаянного) стали более зримыми. Теперь нужна индивидуальная работа учеников по созданию образа своего Героя.
Внешние признаки (каким он предстал в воображении ученика) рисуются словосочетаниями: прямой греческий нос; черные глаза, полные ненависти; черная борода; злое выражение лица; богатая одежда; вышитое золотом корзно; княжеская шапка с соболиной опушкой...
Это Святополк. Его портрет нарисовать достаточно сложно. Но тем интереснее знать, что же сумели дети увидеть за строками "Сказания...".

Тем, кто готовит образ Бориса, гораздо легче, им помогает автор, давая в конце текста описание внешности князя: "телом красив"; высокий рост; "широкие плечи"; "круглое лицо"; "тонкая талия"; добрые глаза; веселое лицо; "ус молодой"; малый возраст...
Внутренние качества, проявляющиеся в поступке, завершают образ Героя. Автор "Сказания..." не скупится на эпитеты, но к этим выразительным прилагательным учащиеся должны подобрать существительные таким образом, чтобы не снизить эмоциональный накал. Задание - составить несколько таких словосочетаний: жестокий нрав; коварная душа; "второй Каин"; нераскаявшийся князь и т.д.
Это снова Святополк. Но есть еще более выразительные примеры, несущие отпечаток глубоких личных переживаний и более глубокого прочтения текста: "злой" человек; безжалостный преступник; "окаянный Святополк"; "неистовый убийца"; коварный ум; не поддающийся раскаянию...
Над внутренними качествами святых приходится потрудиться. По мнению многих учеников, юный Глеб имел следующие качества и характеристики: сердечная печаль; любовь к отцу и брату; чувство одиночества; "горький сирота"; "сердечное сокрушение"; "агнец непорочный и невинный"...

Целостная характеристика образа - следующий этап работы над ним. Каждое словосочетание нужно развернуть в предложение, поэтому отвечающий произносит довольно длинный монолог (8 - 20 предложений). У сильных учеников предложения получаются усложненными и даже сложными, т.к. необходимо объяснить выбор той или иной черты внешнего облика либо черты характера. Трое учеников (Борис, Глеб, Святополк) отвечают, опираясь на свои записи.
Итак, даны только характеристики образов. Но даже если ничего не знать о страшных событиях, связанных с этими древнерусскими князьями, то все равно можно предположить, что столкновение между ними неизбежно: слишком они разные. Об этом столкновении мы будем говорить на новом этапе урока.

III. Поступок князей Бориса и Глеба, стоивший им обоим жизни, не вызывает в душах учеников восторга. В их действиях накануне гибели они даже не усматривают ничего по нашим меркам героического. Подражать им не хочет никто. Все правильно: другое время, другая иерархия ценностей. А Борис и Глеб - вообще люди необыкновенные. Они "блаженные страстотерпцы", поступающие вопреки нашему рассудку. Есть непонимание, недоумение - возникает проблемная ситуация. Противоречие необходимо выявить, оформить в проблемную задачу (два развернутых суждения - условия, раскрывающие ситуацию, соединяются союзом "а" или "но", подводится черта, под которой записывается собственно проблема - сложный вопрос, на который нет прямого ответа).
Вопрос. Он должен быть сугубо индивидуальным:
- Что поучительного дал людям того времени поступок Бориса?
- Почему Глеб начал молиться, а не защищался или не убежал?
Вопросы адресованы как бы тому юному Глебу, милостивому Борису или неистовому Святополку. И детей начинают волновать не только причины их поступков - многие задумываются над последствиями братоубийства, пытаются соотнести этот факт с другими, известными им из западноевропейской или русской истории. На стоящий вопрос необходимо хотя бы попытаться ответить.
Гипотеза. Так мы называем первоначальный ответ. Вот некоторые:
- "Православные люди того времени понимали и одобряли поступок Бориса, т.к. он умер мученической смертью и другие могли научиться приносить себя в жертву во имя того, что считали для себя очень важным".
- "Глеб начал молиться, думая, что он получит защиту от самого Бога".
Запись хода своих рассуждений в виде логической цепочки из 4-7 суждений. Это достаточно сложный для рябят этап работы. Его не очень любят и часто побаиваются: необходимо соблюсти еще и то условие, что гипотеза должна оказаться последним (у кого-то пятым, а у кого-то и седьмым-восьмым) суждением. К нему надо прийти. Пока (6-й класс!) это не у всех получается, у многих пока не получается хорошо. Но часть детей уже сейчас способна на бумаге изложить последовательно свои мысли.

  1. "Борис позволил себя убить старшему брату - умер мученической смертью.
  2. Из-за мученической смерти люди и причислили его к лику святых.
  3. Святость Бориса доказывает его поступок.
  4. Этим поступком он принес себя в жертву добровольно.
  5. Добровольная жертва Бориса заставляла смотреть на жизнь по-другому многих людей.
  6. Люди учились благодаря поступку Бориса приносить себя в жертву ради того, во что они верили".

А можно написать иначе:

  1. "С мольбой обращаются к тому, кто может помочь.
  2. Помощь Бога всегда может прийти в трудную минуту, так считал средневековый человек.
  3. Люди, живущие в средние века, должны были искать защиту или у Бога, или у сильного, или у старшего.
  4. Старшим братом Бориса был Святополк. И положение старшего оправдывало любой его поступок.
  5. Злодейский поступок Святополка Борис принял безропотно, не стал сопротивляться, а только молился".


Те, кто задумывался о причинах нелепого, на наш взгляд, поведения Бориса и Глеба, не могли не принять во внимание того, что князья не должны были "ослушаться брата, тем более старшего", и волей-неволей вынуждены вести речь о старшинстве как о безусловной ценности для русского человека того времени.
Проведение параллелей с поступками западноевропейских рыцарей только убедило в уникальности ситуации. Кому-то вспомнился коварный Хаген из "Песни о Нибелунгах", кому-то Тристан. Но большинство вспомнили Роланда. Все объяснимо: оба героя (Борис и Роланд) - воины, предводители дружин, оба оказались в экстремальной ситуации, когда нужно выбирать между жизнью и смертью. Схожа, в общем-то, только экстремальность ситуации. Герои все-таки разительно непохожи: "неистовый" Роланд до последней капли крови бьется с маврами, а "милостивый" Борис покорно отдает свою жизнь в руки "лютого братоненавистника" и его слуг. А ведь он "на ратях храбр и в советах мудр". Но он еще и ..."блаженный".
IV. Ценность. Всем ли детям понятен смысл слова "блаженный"? Просим объяснить, подобрать однокоренные слова. "Благо, благодать, благодетель, благодарность, благость, благовещение и т.д.", а "блаженный - это душевно чистый; тот, кто творит благо; мученик и т.д."

Ни один не написал, не сказал: "ненормальный". А ведь именно в этом смысле мы сейчас употребляем это слово. Но на уроке дети не "сейчас", а "тогда", мыслями своими, пусть на два часа. Для всех из них блаженный - это святой, как и для автора "Сказания и страдания и похвалы святым мученикам Борису и Глебу". За что, еще раз спросим ребят, они первыми причислены к лику святых? Для этого нужно вспомнить заповеди Христа, сформулированные в Нагорной проповеди. Ученикам предлагается на выбор: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся"; "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"; "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"; "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими".
Свою мысль необходимо оформить в виде простейшего силлогизма или (для тех, кому трудно) четкого суждения. Звучат разные высказывания, но особенно отрадно слышать:
- "Борис и Глеб святые, блаженные, потому что они миротворцы".
Авторы таких записей глубже всех проникли в суть изучаемого произведения и исторической эпохи. В 1072 году были канонизированы братья, князья Борис и Глеб, во время, когда окончательно "разодралася" земля русская и брат шел на брата, невзирая на старшинство. Мира хотели святые Борис и Глеб, но, увы, напрасной была их жертва. Или жертвы не бывают напрасными?

Анна ТКАЧЕНКО,
учитель литературы
Сергей СЕЛЕМЕНЕВ,
учитель истории
Новосибирск

semenev1958@mail.ru