Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

Появление в школе информационных технологий будет все в большей степени изменять инфраструктуру учения. Одним из важнейших ее элементов станет компьютер. Соответственно должна измениться иерархия методических средств. В число наиболее востребованных войдет наглядная конструкция. Её содержание, место, технология использования – предмет данной статьи.

Наглядная конструкция – любой специально отредактированный или вновь созданный текст, которому придается определенная структура для более быстрого и эффективного восприятия информации. Как правило, она содержит образ (элемент языка художественного произведения), значительную часть смысловой нагрузки несут обозначения. Если обозначения-символы играют в конструкции главную роль, это - опорная конструкция. Опоры - это совокупность слов и обозначений (обозначений от 25% до100%). Опорные конструкции подразделяются на конспекты, формулы и сигналы.

Опорный конспект - развернутая наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации. Признаки ОК: предельная лаконичность, структурированность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость) и воспроизводимость . С его помощью можно передавать разноплановую информацию любого объема и сложности. Специфика отображаемых фактов и понятий определенным образом сказывается и на тексте самой конструкции.

Развернутая , значит, имеющая большой объем текста, разделенного на 2-5 частей, дающая насыщенную фактами картину жизни целой эпохи или содержательный анализ крупного общественного явления. В такую конструкцию вживляется несколько опорных сигналов, которые придают характерное «выражение лица» опорному конспекту. Самый удачный вариант сигнала - одно обозначение, которое цепляет, «дает установку» на запоминание. В преподавании истории самостоятельного значения ОС не имеет, его текст расширяется до 5-15 обозначений, получается формула.

МЕСТО ОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В практике преподавания наглядные конструкции используются эпизодически или системно. В первом случае незамысловатым ОК иллюстрируется рассказ (“одноразовыми” меловыми рисунками преподаватели пользуются довольно часто, но они обычно не “живут” отдельно от предъявляемого устно содержания). Системное использование предполагает в качестве первого шага определение места и роли опоры в учебном процессе.

I . Регулярная работа с ОК в течение всего учебного года. Такой вариант возможен в 5-6 кл. На этом этапе обучения используются конструкции, небольшие по объему, с простой структурой. Широко применяются обозначения, максимально приближенные к рисунку.

II. ОК используется одну или две учебные четверти. За этот период передается/ воспринимается основная часть фактического материала, необходимого для дальнейшего, более глубокого изучения курса. Вариант предпочтителен в 7-8 кл. Начинается использование развернутых ОК, содержащих обозначения большей степени условности

III . ОК включается в учебный цикл. Наглядная конструкция присутствует как один из его элементов, обеспечивая учащихся необходимой информацией (часто при необходимости вспомнить, актуализировать). В рамках цикла опора может сочетаться с документом, задачей или текстом-памятником.

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОК – целенаправленный процесс его применения, разделенный на несколько этапов, на каждом из которых решается определенная задача с употреблением ряда точно обозначенных приемов. Для каждого из этапов (каждой задачи) намечен конкретный результат, который может быть быстро выявлен.

Весьма серьезной является проблема показа технологии, ее передачи. Наш учительский результат всегда достигается в совершенно конкретной, уникальной ситуации: только твои ученики, только твои коллеги, только твоя школа. Говоря о школьной технологии , мы должны показать значимые, универсальные элементы, зачастую такой подход превращает тонкую и яркую ткань учения в серое и грубое полотно.

КАК ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ОПОРНУЮ КОНСТРУКЦИЮ

Учитель выбирает тип наглядной конструкции

ОК

  • "лекция" – дает насыщенную фактами картину жизни целой эпохи или глубокий анализ крупного социального явления;
  • "рисунок" – имеет в качестве опорных сигналов привычные глазу рисунки, часто гротескного или сатирического характера;
  • "плакат" – рассчитан прежде всего на быстрое восприятие наиболее важной информации;

  ФОРМУЛА компактная конструкция , состоящая из 5-10 обозначений и передающая главные смыслы и наиболее значительные факты, чаще всего это квинтэссенция одного или нескольких ОК.

  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ текстовые и иллюстративные материалы , организованные по принципу ОК, т.е. размещение (структура) и оформление фрагментов начинают играть самостоятельную роль в передаче содержания.

 

Учитель определяет оптимальную для данного урока форму предъявления текста и устанавливает ее параметры

  • полное предъявление – весь текст
  • частичное – один или несколько блоков
  • фрагментарное – отдельные связки
  • и другие существенные признаки (например, то, что запись будет сделана с намеренными искажениями).

 

Учитель останавливается на том или ином способе изложения содержания

  • рассказ
  • описание
  • объяснение

предусматривает степень насыщенности его фактами

  • сжатое – проговаривается только существенная часть содержания, стоящая за отдельными связками;
  • полное – озвучивается каждое обозначение и слово ОК – "подстрочник";
  • развернутое – проговор местами выходит за рамки очерченные системой обозначений и слов (детализируются наиболее важные в данный момент фрагменты конструкций).

 

Учитель намечает конкретные приемы деятельности учеников по ходу изложения содержания наглядной конструкции

Что и в какой последовательность учитель и ученики должны делать

Учитель выбирает один из видов наглядной конструкции (ОК-лекция) . Предъявляет его с помощью кодоскопа (слайд). Проговаривает информацию, «стоящую» за каждым обозначением и ключевым словом (полное) . Озвучивая ОК, объясняет материал (объяснение) , не вдаваясь в детали (сжатое) .

Ученик слушает объяснение темы, уже имея задание придумать названия отдельным блокам опоры, уяснив для себя главную мысль каждого. Это поможет ему правильно расставить графические акценты в тексте конспекта.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА включает основные приемы работы, по ней учитель может выбрать главные ориентиры деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА , сопровождают опорную конструкцию.

РАБОТА С ОК – это работа с его текстом (обозначения и ключевые слова) и содержанием.

КАК ОМЫСЛЕННО ЗАПОМИНАТЬ

Содержание ОК

  1. написать сложный план
  2. сделать письменные развернутые выводы
  3. сформулировать тезисы
  4. дополнить новыми фактами
  5. конкретизировать отдельные положения
  6. вставить цитаты
  7. добиться выразительности, используя языковые средства

Текст ОК

  1. разделить на связки
  2. выписать все обозначения, "работающие" на раскрытие какой-либо микротемы
  3. выделить (графически) уровни значимости
  4. вживить свои опорные сигналы
  5. дополнить документами, картой, иллюстрациями и т.п.
  6. превратить в "плакат"
  7. написать формулу
  8. проконтролировать себя, найдя "неговорящие" обозначения
  9. завершить оформление, используя цвет, шрифт и т.п.

 

КАК ПРОВЕРИТЬ УСВОЕНИЕ

Содержания ОК

  1. раскрыть устно (полностью или частично)
  2. изложить письменно один из блоков
  3. выполнить тестовые задания
  4. вспомнить КС, восстанавливая их последовательность, соотнося их с какими- либо частями ОК
  5. составить ряд предложений в рамках данной темы по КС
  6. проговорить один, два, три блока с использованием всех КС в их правильном значении

Текста ОК

  1. воспроизвести блок, весь ОК
  2. вспомнить и записать упомянутые в тексте даты, имена и т.п.
  3. реконструировать на основе имеющихся слов и обозначений
  4. исправить ошибки, намеренно допущенные в тексте
  5. дополнить предложенными обозначениями

Есть общие принципы организации технологического процесса, можно выделить ряд операций его составляющих. Повседневная учебная деятельность – череда уроков, каждый из которых шаг (ученика и учителя) к определенной цели. Усвоение информации (пусть даже и быстрое и эффективное), само по себе сверхзадачей быть не может. Получаемые сведения, процесс их переработки, должны приводить, в конечном счете, к качественным изменениям.

 

Селеменев Сергей Викторович учитель истории школы № 175 г . Новосибирска

 

semenev1958@mail.ru