Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

Статья написана в соавторстве с Ткаченко Анной Александровной

Экранное представление учебного материала

(идея, методика, деятельность)

Работа по поиску приемлемого для школы методического варианта осуществления диалога культур может идти по разным направлениям ( «Народное образование» №5, 2002 г .) .

Одно из важнейших - наглядное представление текста-памятника как ключевого звена диалога ( «Народное образование» №7 2002 г .) . Сегодня, мы просто обязаны воспользоваться теми возможностями оформления текста для диалога, которые дает компьютер - инструмент информационных технологий.

Нам необходимо также учесть специфику предъявления электронного текста. Его страница – экран. Перевод учебных сведений в новый формат становится все более актуальной задачей. Экранное представление материала – часть педагогической практики. Его главная особенность: текст должен смотреться и во время камерного показа на мониторе ПК и быть достаточно впечатляющим на «большой сцене».

Компьютерные технологии позволяют создать легко обозримую, компактную информационную среду вокруг текста-памятника. Ее составляют конкретные факты, явственнее обозначающие культурный горизонт эпохи, а также система понятий, направляющая мысль в русло диалога. В этой статье мы не столько рассказываем о ней, сколько пытаемся показать, выводя на экран.

Именно показать. Конструкция, обрамляющая текст, предназначенный для диалога, включает в себя графически оформленную идею, видение учителем ценностной составляющей содержания, указание основных направлений деятельности ученика. Видимой вершиной айсберга является изобразительный ряд, фрагменты текста, а также графические модели, помогающие осмыслить то или иное явление.

При этом основные признаки текста как такового: связность, цельность, некая смысловая последовательность - в новой конструкции должны сохраниться. Созданный на компьютере, подобный текст предназначается не для чтения, а для обозрения смысла. Формируемая на небольшом пространстве монитора такая конструкция должна быть очень компактной и максимально выразительной.

Этого можно достичь лишь благодаря использованию знаковых наглядных конструкций. Знаковая наглядность - графическое построение, предназначенное прежде всего для «экрана», основа которого знаки-символы, организованные в пространстве так, чтобы выделялись основные элементы содержания и вскрывались существенные связи между ними. Она не только «обозначает» содержание, но и раскрывает его смысл.

ИДЕЯ И ПРАКТИКА

Диалог предполагает ответное высказывание. Диалоговый подход к обучению - создание ситуации, заставляющей школьника по-своему понимать содержание, формулировать мысль, высказывать суждение. Если для провоцирования такой ситуации избирается содержание текста-памятника, слова ученика адресованы герою иной эпохи и касаются значимой для всех участников разговора ценности – это диалог культур. Казалось бы, в этом нет ничего нового, учиться – значит задавать вопросы. Однако в школе сложилась практика «готовых ответов». Выбирая между диспутом и катехизисом, мы почти всегда останавливаемся на последнем. Это не столько вина, сколько беда школы. Вынужденная учить всех одинаково, она избирает наиболее приемлемый для большинства инструмент.

Содержательная сторона учения представлена текстом. Его форма и способ подачи, работая на реализацию той или иной педагогической идеи,- функциональны. Диалог культур не столько узнавание фактов, сколько попытка осмыслить поступок героя иной эпохи. Случившись сегодня, он был бы понят иначе: смысл той ценности, во имя которой совершен поступок, стал другим. Ученик должен найти объяснение, опираясь на реалии эпохи, с ней согласуя свой ответ. Так понимается не только прошлое, но и настоящее. Для того чтобы «разговор» состоялся, ученику необходимо увидеть своего собеседника. Электронное представление материала позволяет успешнее эту задачу решать.

Текст, который будет размещен на экране компьютера, создается самим учителем. По сути, это аранжировка. Для текста-памятника пишется развернутый наглядный комментарий, который в основном определяет последующую работу с содержанием. Гиперссылки в любой момент позволяют вернуться к источнику. Идея диалога культур на практике успешнее осуществляется, если выразителен сам текст-памятник. В ходе диалога культур мы сравниваем смыслы значимых ценностей. Эта интеллектуальная операция наиболее продуктивна в школе.

Само обсуждение можно организовать таким образом, что оно будет иметь не только обучающую и развивающую, но и воспитывающую направленность. Для показа своего варианта представления текста-памятника мы взяли комедию «Недоросль», написанную Фонвизиным в 1780 г . Именно диалогичность произведения оставляет его актуальным на протяжении двух столетий. Нынешнюю молодежь с известными оговорками можно считать « lost generation ». То, что случилось в духовной сфере в 90-е, для россиян по своим последствиям будет пострашнее иной войны. Война меняет привычное представление о жизни. Нынешнее молодое поколение входит в нее, не имея выверенных ценностных ориентиров. В карете жизни на козлах кучера, который «свезет, куда изволишь», сегодня - деньги. Вспоминаются скотининские: «Да хоть пять лет читай, лучше 10 тысяч не дочитаешься». А может быть, все-таки можно дочитаться до лучшего?

В свое время В.О. Ключевский подчеркнул значение комедии как « художественного памятника старины, показывающего, какими понятиями и привычками удобрена та культурная почва, по которой мы ходим и злаками которой питаемся. Этого исторического интереса не могли замечать в комедии современники ее автора: смотря ее они не видели нас, своих внуков; мы сквозь нее видим их, своих дедов». Это рассматривание прошлого не должно быть праздным любопытством. Фонвизин дает нам урок.

СОСТАВ И СТРУКТУРА

Текст состоит из 18 «экранов» - абзацев. Размер экрана 16 на 8 см . Это половина площади слайда программы PowerPoint в альбомном формате, что позволяет разместить на нем достаточно большой сопроводительный материал (словарь обозначений, используемых в наглядных конструкциях, фрагмент комедии, комментарии к понятийному аппарату и т.п.). На слайде книжного формата можно разместить три абзаца.

Текст разделен на 3 главы, каждая из которых включает две части - «учительскую» (А, Б, В) и «ученическую» ( а, б, в) . Прохождение каждой главы - самостоятельный этап диалоговой работы. В каждой части по по 3 «экрана» – абзаца (1,2,3). Структура всех трех глав одинакова. Их начинают и заканчивают наглядные конструкции, над первой предлагается поразмышлять учителю, над второй – ученику.

Экраны с одинаковой нумерацией (например, А1, Б1, В1) связаны между собой по смыслу. Каждый последующий является продолжением предыдущего - углубляя понимание содержания или усложняя учебную деятельность. «Ученическая» сторона, которою школьник должен будет изучить, проникая в смыслы текста-памятника, более наглядна – здесь обязательны портреты не только литературных, но исторических персонажей.

 

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

В представленном тексте используются элементы графического дизайна (три части, диагональ, контраст и т.п.). Однако выразительность применена, чтобы усилить мысль, выделить тот или иной аспект содержания. Такого рода форма подобна инструменту «маска» графических программ, определяющему, какие области слоя накладываемого на изображение будут прозрачными, а какие нет. Наш текст - маска комедии Фонвизина.

А Б В. В каждой части на «учительской» стороне текста имеется:

знаковая наглядная конструкция (1),

понятийный аппарат (2),

задания к тексту (3).

1. Идея диалога культур в авторской интерпретации раскрывается наглядными конструкциями. Такая форма показа допускает свободное прочтение содержания. Композиция из знаков и символов - всего лишь опора, повод поразмышлять о том, что такое диалог. В конструкции содержатся обозначения, вызывающие ассоциации с привычными понятиями. ( А1-ценность, Б1-поступок, В1-проблема ).

2. Понятийный аппарат, соответствующим образом оформленный, раскрывает методику работы с текстом-памятником. Понятия, выстроенные по смысловым линиям, выводят на его значимое содержание. Информативен любой текст, но востребованной оказывается только та часть его смысла, которая находится в границах данной системы.

( А2-«афиша», Б2-«зрительный зал», В3 – «магический кристалл» ).

3. Задания являются мостиком от учителя к ученику, переброшенным через текст. Они сформулированы предельно конкретно и понятны ребенку. Набор выполняемых операций небольшой, но достаточный для того, чтобы накопить необходимый запас знаний для решения проблемы. Характер заданий усложняется по мере продвижения вглубь текста.

( А3-знакомство, Б3-анализ, В3-суждения ).

а б в. Иллюстративный материал и графические конструкции в «ученических» частях текста должны организовать диалог, не только задавая последовательность, но отчасти моделируя. Модели – упрощенные изображения рассматриваемых явлений, в которых для ясности опущены некоторые детали. Ученик получает наглядную (знаковую или картинную) опору для мыслительной деятельности.

Главное - заставить предложенную модель работать в новой (проблемной) ситуации. Необходимо «помочь» ученику представить героев эпохи, о которой рассказывается в тексте-памятнике (может быть, стать одним из них). Помочь найти значимый повод для разговора с героем, сформулировать свою гипотезу и, рассуждая, прийти к ответу.

( а2 ) Текст комедии сводится к одному супердиалогу, Автор – Герой, содержащему квинтэссенцию произведения.

( б2 ) Моделируется диалог главных героев произведения, для выяснения важнейшего предмет спора (ценности).

( в2 ) Предполагается обращение к автору, создавшему образ Митрофанушки: зачем/почему/…/ «Недоросль» появился в России?

Особняком стоят графические формулы ( а3, б3,в3 ). От ученика требуется отобразить детали, значимые в контексте диалога. Такое понимание содержания часто трудно облечь в развернутое суждение. Иногда это наитие, смутная догадка, и ее легче оформить каким-то штрихом, добавлением отдельного элемента в графическую композицию.

Экранное представление позволяет выразить различные идеи и по-разному отобразить учебное содержание. Нам представляется, что организованный таким способом текст может стать одним из вариантов поурочного планирования недалекого будущего.

semenev1958@mail.ru