Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ: ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Опорный конспект (сигнал) обычно ассоциируют с методической системой В.Ф.Шаталова. Незамысловатые и жесткие её рамки, поначалу казавшиеся привлекательными, для опорной конструкции стали прокрустовым ложем. Лавры избавителя - Тесея - достанутся компьютеру. В контексте информационных технологий, базирующихся на его применении, нарабатываются новые варианты отображения и передачи школьных знаний с помощью ОК. Постепенно изменяется и содержание понятия «опорный конспект».

Предлагаю все разновидности знаково-символьного представления учебного материала объединить более емким понятием - «наглядная конструкция». Оно может быть применимо к любому специально отредактированному или вновь созданному тексту, которому придана определенная структура для более быстрого и эффективного восприятия информации, а значительная часть смысловой нагрузки перенесена со слов на графические изображения.

Составитель наглядной конструкции намеренно нарушает стандартное форматирование. Текст разбивается на части так, чтобы бросалось в глаза главное, просматривались существенные связи. Большая его часть - авторские обозначения. Некоторые конструкции прорисовываются таким образом, что действительно в сознании рождается «образ», способствующий новому пониманию представляемого явления.

Исходя из удельного веса обозначений, словосочетаний, иллюстраци й, включенных в текст наглядной конструкции, последние можно разделить на знаковые, словесные и картинные . Обозначение - условный знак, используемый для передачи информации о фактах, признаках понятий в обучении. Составленные из них конструкции (от 25% до100% текста)аще других используются в преподавании истории.

Обозначение - условный знак, используемый для передачи информации о фактах, признаках понятий в обучении. Составленные из них конструкции (от 25% до100% текста)чаще других используются в преподавании истории.

Формы знаковой наглядности:
сигнал – предельно лаконичное изображение, состоящее из нескольких соединенных между собой обозначений, заставляющее вспомнить определенную информацию;
формула – компактная, отличающаяся композиционным единством конструкция, предлагающая тот или иной вариант осмысления исторического факта;
конспект – развернутая наглядная конструкция, составленная из нескольких блоков, передающая сведения о значительном событии или явлении общественной жизни.

Выбор той или иной формы графического отображения информации определяется


-степенью развернутости, насыщенности фактами представляемого материала,
-характером решаемой задачи: раскрывается смысл или передается содержание.


Первоначальные версии ОС предлагали только замещение предмета, явления или события условными знаками и ключевыми словами для быстрой, в определенной последовательности передачи сведений. Нынешние требуют не кодирования, а преобразования материала для выражения нового (своего) его понимания.

Центр тяжести наглядной конструкции, используемой в обучении истории (учитывается также и специфика предмета), смещается на ее символической аспект. Определяя опорный конспект как совокупность слов и обозначений, необходимо помнить, что за ОК должно стоять нечто большее, чем набор «значков», которые можно озвучить словами. Необходимо, чтобы в нем содержалось и было соответствующим образом подано «главное» - особенное обозначение, символически обобщающее события прошлого.

Признав необходимость такого подхода, следует уточнить и понятие «учебная опора». Она не только выразительно передает главное, так или иначе структурируя его. Составитель должен предусмотреть игру со смыслами, прямое «прочтение» вторично. Ёмкие знаки-символы, выступающие как сигналы, нужны не столько для «привязки» большого количества исторических фактов, а для того, чтобы придать мысли графическую оболочку.

Мы можем назвать это графической интерпретацией, переосмыслением содержания, с переводом его на язык знаков-символов (уже не просто обозначений). Знак становится носителем образа явления или предмета, окончательно оформляется в ходе работы с базовым текстом опоры (совокупности знаков и ключевых слов). Но через посредство акцентированного Знака в сознании ученика открывается целостная картина. Свое представление прошлого он может не только усваивать через символ, но символом и выражать.

Наиболее зримо идея графической интерпретации реализуется в формуле. Одним из важнейших ее внешних признаков является органическое единство текста. Лаконичность конструкции позволяет сделать отчетливой графическую доминанту. В то же время в формуле можно создать достаточно сложное и глубокое смысловое пространство. Графическим основанием конструкции становится тот ее элемент, который представляется составителю важнейшим символом данного явления или события.

Символ, рождая ассоциации, прокладывает путь мысли. Мысли превращаются в суждения, в которых заключенные в графическую форму понятия соотносятся уже по-своему. Ученик, «придумывая» объяснение наглядной конструкции, формирует на ее основе свое мысленное пространство. Придавая обозначению смысловую объемность, необходимо теснее привязывать его к эпохе, находить выразительное начертание. Так в «глобальном» графическом осмыслении советской эпохи, конечно же, должна найти свое место звезда. Но какое?

В работе с текстом наглядной конструкции пройден путь от единичного изображения, без расширенной образно-смысловой нагрузки к знаку, приобретшему некий символический смысл, которым «накрывается» все конкретное содержание опоры. Посредничество, но не в элементарной в передаче исторических сведений, а в раскрытии их глубинного понимания, имеющего личностный смысл, – вот назначение новой знаковой наглядности. Ее концепция: от обозначения к знаку, от сигнала к символу.

Вряд ли нужно создавать универсальную модель наглядной конструкции. Даже если мы учтем объем, направленность и характер передаваемой информации, нам трудно будет предусмотреть индивидуальные особенности восприятия, уровень подготовленности и т.д. Единственное безусловное требование: она в своем законченном варианте должна заключать/выражать собственную мысль, а не быть механическим переложением чужого текста. Любой готовый, предложенный «извне» - всего лишь основа для дальнейшей самостоятельной работы, и не только с его содержанием, но и формой.

Картинка должна получаться «умной», с интеллектуальными функциями, изначально предназначаясь не для разглядывания и разгадывания, а для размышления и понимания.
Чтобы добиться этого необходимо выполнить, по крайней мере, два условия
-выдвинуть на первый план понятийный аппарат,
-составить основной массив текста из уже знакомых (алфавитных) обозначений.
Новыми каждый раз должны быть идеи, точнее их символическое оформление, соответствующим образом «конфигурирующее» всю конструкцию.

В свое время полемика вокруг первых опорных сигналов всколыхнула методическую мысль. Основной предмет того давнего спора – допустимая степень формализации знаний. Прорыв в новое информационное измерение у нас тогда только начинался. И под этим углом зрения проблема практически не рассматривалась. Сегодня информационные технологии не только модная тема - они реально меняют контекст учения.

Проблема компактной, быстрой фиксации и передачи данных – проблема опорного конспекта - возникает вновь, правда видится уже в другом ракурсе, в соединении с этими технологиями. Важнейшая составляющая нового информационного пространства, его инструмент – компьютер. То, что мы должны преподать/воспринять, «выкладывается» на ограниченное дюймами пространство монитора. Выходя в виртуальное пространство Сети, мы можем наблюдать самые прихотливые дизайнерские решения, делающие информацию максимально наглядной, т.е. легко воспринимаемой.

Пока усилия веб-мастеров сосредоточены в основном на оформлении самого виртуального «гнезда» - сайта. Неизбежен следующий шаг – организация на тех же принципах всего комплекса располагаемого на нем материала. Законченный вариант оформления материала, предназначенного для «компьютерного» восприятия, должен помочь осмыслить содержание. Впрочем, все чаще сталкиваешься с плохо замаскированным желанием навязать определенное видение.

Необходима целостная общепринятая концепция «графического» отображения исторических сведений, предназначенных для использования в процессе обучения. Серьезный вклад в его формирование должны сделать те, кто «переводит» информацию на язык знания – учителя. Пока сохраняется эффект новизны, все мультимедийные пособия будут хороши. Рынок насытится - востребованными окажутся наиболее выверенные, эффективно использующие методологию соответствующей науки и адекватные ее содержанию.

Очевидно, что электронные пособия должны иметь свою собственную, совместимую с компьютером «оболочку». Такой оболочкой для исторических сведений, на мой взгляд, может стать наглядная конструкция, состоящая преимущественно из знаков. Она не слишком далека от привычного школьного формата материала с обязательным акцентом на понятийный аппарат и четкой проработкой фактического ряда. С другой стороны, открывая простор для использования возможностей компьютера в организации учебного материала, она не «сковывает» словесными рамками и мысль ученика.

Безусловно, проблема заслуживает внимательного и пристального рассмотрения, и одного взгляда на нее недостаточно.

 

semenev1958@mail.ru