Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

Графическое пространство мысли

Причудливая тень слова - изображение. Его час наступает, когда словом невозможно адекватно передать новый, изменившийся смысл явления. Мы его видим уже другим, но не способны передать это привычными понятиями. Рано или поздно, просеяв «тысячи тонн словесной руды», находим Слово, однако до этого момента отображаем суть через ее форму. Она предлагается наглядно, изображением, которое в данном случае - «рисунок мысли».

Информационные взрывы, сопровождающие глубокие перемены в обществе, делают эти процессы явными. Революционные эпохи всегда отличает поиск новых форм. Социалистический переворот отпечатался в сознании плакатами и аббревиатурами. «ВЧК», «РСФСР», «РАПП» – сокращая названия слов, люди того времени стремились спрессовать время, чтобы поскорее преодолеть этап развития, отделяющий их от коммунистического рая.

Россия XXI века обретает новое качество жизни одновременно с утверждением в ней основ информационного общества. Акцент в мыслительной деятельности смещается с анализа на синтез. Все меньше необходимости самостоятельно препарировать явления на свойства и отношения. Современный информационный продукт аккуратно расфасован и красиво подписан. Мы становимся даже не потребителями фактов, а коллекционируем их «этикетки».

Тщательно обработанные информационные блоки укладываются в сооружение, все больше напоминающее Лабиринт. Может быть, в будущем мы обретем нить Ариадны, а пока, чтобы пройти по нему, необходимо научиться оставлять на его стенах понятные всем графические знаки. «Серьезная» графика позволяет не только передавать содержание, но и раскрывать его смысл. Ее средствами можно очертить «локальную информационную территорию».

Это становится актуальным для школы. Использование агрессивных технологий подачи сведений (принудительный темп, огромный объем) делает неизбежным изменение способов усвоения знаний в учебном процессе. Информация о возможных методах работы с фактами станет их «скрытым» атрибутом. Компьютер позволяет держать настоящую библиотеку на письменном столе. Важен поиск механизмов обобщения знаний в электронном варианте.

Графическая форма показа, соединяясь с электронными средствами предъявления, может стать механизмом раскрытия смысла. Язык рисунка и язык цифр рождают компьютерную графику, «говорящую» обозначениями понятий. Они образуют еще один канал коммуникации, универсальный и емкий, способный передать то, что мы не «успеваем» выражать словами или еще не можем этого сделать.

Графика информации

Форма очерчивает содержание. Точнее и глубже его выразить помогает графическая «виньетка» из линий, штрихов и пятен. Оформление учебной информации с опорой на рисунок позволяет создать яркий образ, донести глубокий смысл и передать конкретные сведения. Графика даёт возможность показать материал лаконично и оперативно. Она легко воспроизводится и вполне пригодна для организации обратной связи в обучении.

Факт или явление в графике можно «кадрировать», оставляя на рассмотрение только самое важное. Границы содержания определяются либо единым внешним контуром, либо «пограничными столбами» из 2-3 несущих элементов. Выразительное оформление текста начинает играть все большую роль при передаче смысла. Им намечается русло интерпретации содержания.

Графическое представление информации отличает целостностность (позволяет охватить одним взглядом все) и «прозрачность» (дает возможность увидеть связи и отношения). Повторяя взглядом форму, воспринимаем образ явления, видим главное и получаем материал для осмысления содержания одновременно с прочтением его фактической составляющей. Форма перестает быть бедной служанкой содержания.

Содержание - совокупность фактов и явлений, обычно предстающая перед нами в оболочке печатного текста. Его отличает связность, смысловая последовательность. Обнажить суть содержания значит показать его важнейшие элементы, сохранить между ними связь, минимизировав словесный ряд. Для этого убираются лишние детали, плотный покров из слов заменяется легкой одеждой изображений.

Графический текст создается на компьютере и предназначается в первую очередь для обозрения смысла. Располагающийся на небольшом пространстве монитора, он компактен, максимально информативен и предельно выразителен. Школьные тексты вначале так или иначе озвучиваются, и лишь затем начинается их осмысление. Графика - вариант предъявления информации, изначально приковывающий внимание к смыслу.

ГРАФИКА – подчеркивание главного в прямом значении этого слова. Она изображает информацию,

•  показывая основные связи и отношения,

•  делая ясными и яркими факты,

•  расставляя смысловые акценты.

Она превращает текст в наглядную конструкцию (НК).

Как видим, это превращение можно произвести на ходу: элементарные манипуляции со шрифтом, запись ключевых слов в WordArt на сером фоне, рамка и внедрение небольшого рисунка из библиотеки Publisher дают необходимый эффект.

Наглядная конструкция - текст, большая часть смысловой нагрузки в котором перенесена со слов на графические изображения и которому придана четкая структура для более быстрого и эффективного восприятия сведений. Графическое «выражение» конкретной наглядной конструкции во многом зависти от специфики изучаемого предмета. Базовым элементом графического текста является знак – обозначение.

Отдельные знаки-обозначения не только замещают часть информации, но и доносят образ рассматриваемого явления, события или предмета. Через его посредство в сознании разворачивается более или менее целостная картина. Существование «явного» образа в НК отличает её от печатной версии содержания. Он является передним планом графического текста и вырисовывается на фоне ординарных обозначений.

Средство организации принципиально нового взаимодействия формы и содержания – компьютер. Именно с его появлением мы можем серьезно говорить об изменении «формальной оболочки» мыслительной деятельности. Компьютерная технология подачи сведений срабатывает при ряде условий: выдаваемый на экран текст ему соразмерен, фрагментарен, композиционно завершен, то есть нагляден.

Экран не бумажный лист, с которого написанное пером не вырубишь топором. Электронный формат предполагает вмешательство хотя бы потому, что доступное содержание избыточно и требуется выбирать то, что необходимо для решения поставленной задачи. Компьютерный текст виртуален, есть реальная возможность выстроить свое видение предмета из привлекательной части материала.

Наглядная конструкция в электронном виде – главная страница гипертекста, его графический стержень. Содержание превращается в пространство. Развитие интерактивных технологий ведет к тому, что мы все чаще будем оказываться внутри него. И это еще не все: согласно прогнозам гипертекстовая структура Интернета в скором будущем полностью уступит место информирующей «картинке».

Принципы компьютерно-графического оформления сведений неизбежно скажутся на учебной деятельности. Для школы это может означать переход к методическому аппарату нового поколения, который мог бы наладить взаимодействие ученика с огромным объемом доступной информации. Учебник в прежнем своем формате сделать это не способен. Потребуется помощь компьютера, наверное, ее стоит принять.

Графика форм мышления

Понятие – совокупность существенных признаков явления или предмета. Следовательно, чтобы «изобразить» эту форму мышления, нужно передать наглядно один или несколько признаков, составляющих ее содержание. Специально созданный графический знак, замещающий понятие, – обозначение . Оно предельно схематично. Образ, стоящий за ним, «односложен», т.е. заранее определен и вполне конкретен.

Суждение - утверждение или отрицание по поводу свойств, отношений или признаков явления. Необходимо, чтобы в его графике проглядывало понимание представляемого материала. Сделать это возможно через знак- символ. Изображение суждения заключает в себе наглядный образ, выражающий широкое и отвлеченное содержание. В его начертание вкладываем смысл (вспомним восточные иероглифы).

Символ знаменует нечто важное. Когда им становится обозначение, оно выходит за рамки своего ранее условленного содержания. Оно уже не переводится, а осмысливается, «воображается». Определяя знак на роль символа, следует наделить его соответствующими атрибутами, поставить «на котурны», используя все возможности графики. Он должен он должен обращать на себя внимание .

Оформляя мысль как графическое изображение, используем унифицированные обозначения и единичные символы. Применение последних особенно существенно, оно показывает степень нашего участия в осмыслении процесса или явления, доказывает его творческий характер. Суждение становится идеей, если заключает в себе индивидуальное понимание и отношение.

Графический текст передает ход наших мыслей. Размышляя, мы оперируем обозначениями-понятиями, прибегаем к символам-суждениям, делаем выводы. Графика может сделать видимым процесс мышления. Увязывая разрозненные обозначения и символы, надо заставить их работать как единое целое. Понятийный аппарат и система суждений с этой целью «драпируются» в образ.

Текст НК составляется и конфигурируется, укладывается как складки римской тоги. Отдельные элементы соединяются композиционно и по смыслу. Структурные связи намечают направление движения мысли. Такое написание не только выразительно и доступно предлагает определенный объем информации, но и подготавливает условия для осмысления текста.

Графический текст в своей основной части, – «надуманная» конструкция. Образ может быть великолепным, рождать аллюзии, приводящие к оригинальной трактовке содержания. Однако в обучении нужно удерживать размышления в заданном русле. С этой точки зрения, самый важный компонент НК – хорошо сбалансированная «кристаллическая решетка» понятий-обозначений.

Наглядная форма изучаемого материала превращается в абстрактную формулу осмысления содержания. Элементы структуры - обозначения и узлы - связаны и взаимодействуют. Изучение характера этих связей и отношений приводит к тем или иным выводам. Структура становится каркасом рассуждений, эмоциональность которым придает броский и выразительный образ.

Механизм постижения смысла начинает работать, как только обнаруживаются графические посылки (элементы НК), необходимые для выстраивания умозаключения. Конкретные изображения становятся основой для умозрительных построений. Совершается переход от формы к сути. Интересна уже не оболочка, а связи и отношения внутри представляемого явления.

Изображение, которым является НК,- это одновременно рисунок мысли и ее жестко структурированная схема . В графическом варианте текст-изображение сливается с текстом-конструкцией. Он может быть как статичным (печатным), так и подвижным (электронным). Единые требования к подобным вещам: компактность, внутренняя логика, «элементарная разборчивость».

Компьютерная графика дает возможность создавать такие тексты. Машина предлагает разговаривать на ее языке. Большинство популярных программ имеют графический интерфейс, осталось создать его универсальный вариант для взаимодействия с компьютером как целостной системой. Графика и средства ее показа дают возможность мысль сделать видимой и человеку, и компьютеру.

Мышление тесно связано с языком. «Человеческому» - научить машину невозможно, это означало бы вложить в нее душу (расставшись со своей?). Приемлемая знаковая система для общения с компьютером - графическая. Она станет основой взаимодействия человека с ПК. Если этот тезис верен, тогда школе уже в недалеком будущем придется учить восприятию информации в графике.

Компьютер может предлагать и решать. Думать «умные» машины за человека не должны. Думать - значит искать и ошибаться. Это прерогатива homo sapiens . Когда ошибается машина, ее либо чинят, либо выбрасывают. Если разум человека все же будет убаюкан мерным шумом системного блока, то он породит чудовищ. С одной стороны информация все точнее нацеливается на нас, с другой, становится все менее и менее доступной персональному контролю. Это опасная тенденция.

Графика мыслительной деятельности

Пространство мыслительной деятельности становится подвижным. При том огромном количестве предлагаемых к изучению сведений иначе быть не может. Информация для размышлений – снежный ком, катящийся с горы. Параметры задачи и условия ее решения быстро и оперативно уточняются и конкретизируются. Важным становится не только (иногда не столько) результат, но и способ его достижения.

Отображение информации все чаще превращается в ее представление, она без лишних слов показывает свои достоинства. Привычные страницы печатного текста не могут воспроизвести «реальное» изображение и «живой» звук. Услышать и увидеть вместо прочитать – действительность дня сегодняшнего. Плоскостность и линейность печатного текста уступает перспективе и иерархичности электронного.

Компромисс между ними - НК с графическим стержнем. Представляемая компьютером она разрастается, обретает объем, дает возможность интерактивного вмешательства в содержание. НК позволяет, удерживаясь в теме, обеспечить выход на разные информационные слои со всевозможным мультимедийным оформлением. Портал, ведущий в это пространство, – экран компьютера.

Модель, реализуемая в наглядной конструкции, соединяет в себе визуально-пространственное («картинное») и абстрактно-символическое («знаковое») представление. Предлагается не рассказ, а рельефный оттиск, уменьшенная копия явления. Подходы субъекта мыслительной деятельности к изучению объекта (текста) должны корреспондироваться с новым качеством последнего.

Визуально-символьное представление позволяет одной наглядной моделью дать любой объем информации, ускорить процесс усвоения смысла. Потребуются ли особые правила «графического» движения мысли? Нет. Изменятся способы организации процесса получения - передачи знаний (его операциональная сторона). Меняется форма и появляются новые средства - цель остается прежней.

Графика мыслительной деятельности - воспроизведение действительности в важнейших связях и отношениях не изложением, а условным изображением. Его основа - сплав базовой концептуальной схемы, оформляющего текст образа, знаково-символьного отображения содержания. Графическое исполнение этой модели (НК) открывает возможность осмысления материала «в рассмотрении».

Проблема превращает информацию в предмет размышлений. Вопрос встраивается в графический текст. Вопрос возникает при его «прочтении». Текст ограничивает область поиска, намечает вектор мыслительной деятельности. Вокруг графического стрежня наглядной конструкции начинается управляемая реакция – раскручивается спираль смыслов – явление или событие интерпретируется.

Изображение конструкции фрагментарно. Проблема зарождается на линиях разделения. По их сторонам выстраиваются суждения, готовые к борьбе. Они кричат о своей несовместимости, противоречивости, противопоставленности… Можно бесхитростно рассечь текст на две части и столкнуть их содержание «лбами», а можно лукаво помудрствовать, заглянув под-текст.

Графический текст «изнутри» порождает проблему. Условие его эффективности - вопрос возникающий «сам собой». В композицию стоит включить несколько смысловых развязок, по которым можно пойти в поисках решения. Для этого необходима достаточная полярность материала. Вопрощающая суть картины должна быть очевидна, но готовые решения выкладывать на поверхность не стоит.

Создание НК начинается с определения проблемы, которая краеугольным камнем закладывается в ее основание. Заканчивается работа над изображением постановкой в уме двух знаков: восклицательного – посмотрим(!), и вопросительного – подумаем(?). Посмотрим + подумаем - формула наглядной конструкции. Правильный «ответ» на нашу конструкцию - любой вопрос , возникающий при ее изучении.

Система НК - мозаичное панно, фрагменты которого могут рассматриваться как самостоятельные изображения. Его обрамлением служат школьные стандарты. Золотым ключиком, открывающим дверь, спрятанную за этой картиной, являются современные компьютерные технологии. Эта дверь обеспечивает выход в открытое информационное поле (где зарыто много сольдо).

Структура НК - соотношение обозначений. Если нам необходимо поиграть смыслами, то мы прибегаем к помощи знаков-символов, если нам требуется передать как можно больше информации, нам нужны знаки-обозначения. Необходимый баланс смысла и содержания будет заставлять нас тем или иным образом располагать и увязывать отдельные элементы графической конструкции.

Элемент НК - обозначение. Для многих оно настоящий камень преткновения. Однако когда изображение или слово теряют способность замещать большие объемы информации, они превращаются в заурядные иллюстрации. НК обретает свое качество благодаря знакам. К тому же обозначения - своеобразный инвариантный компонент, организующий практическую работу с наглядной конструкцией. Категории, применимые к НК:

знак, образ, символ, обозначение, конструкция, модель , идея, проблема, смысл .

Схема использования графических знаковых конструкций, как видим, довольно проста. Однако для получения нужного эффекта надо выработать свою технологию применения НК. Как и в любой деятельности необходим навык. «Рисунок» мысли должен отражать индивидуальный характер восприятия информации. Использование наглядных конструкций подразумевает умение записать и прочитать изображение-текст.

Чтение НК предполагает

Запись НК требует

  • знание обозначений,
  • понимание конструктивных решений,
  • применения символов,
  • создания оригинальной модели явления,
  • осознание проблемы,
  • предложения проблемы,
  • поиск образа.
  • использования образа.

1. Школа, как бы мы того ни хотели,- башенка из слоновой кости. Спускаясь вниз, молодые люди порой остаются одинокими в агрессивной информационной среде. Чем дальше, тем актуальнее становится вопрос их автономного развития. Все большую часть сведений они будут получать вне традиционных рамок учения. Учебное содержание для таких «одиноких» потребует новой концептуальной основы.

2. Ученик, самостоятельно работающий с материалом, должен сразу включаться в процесс его осмысления. Он изначально ставится перед необходимостью принимать решения на основе полученной информации. Устоявшаяся система обучения (послушайте – прочитайте - посмотрите – повторите = поймёте и запомните) тяжеловесна и неповоротлива. Процесс необходимо форсировать и сделать более гибким.

3. Графическая конструкция определяет новую стратегию взаимодействия ученика с информацией. В сжатом тексте наглядной конструкции заключен алгоритм осмысления (прочтение образа - установление связей и отношений внутри конструкции - определение характера взаимодействия ее частей), который приводит к постановке и решению проблемы одновременно с усвоением фактического материала.

Основополагающий принцип мыслительной деятельности в графическом пространстве - «много, но не многое» ( multum , non multa).

«Много будешь знать – скоро состаришься» (это уже отечественный перл). Каналы, по которым информация доходит до нас, служат своеобразными фильтрами. В старое доброе время в течение нескольких дней или недель мы почитывали 1-2 книги. Сегодня, за 1-2 часа пребывания в Интернете, – «посещаем» 10-20 сайтов. В наши дни знать мало становится все труднее. Мы уже не на берегу потока, а вовлечены в его круговерть.

Электронный канал соединил «рассказать» и «увидеть»; значительную часть информации сделал условной: реальные события и явления подменил знаками - символами, опосредуя для нас (или отгораживая от нас?) мир, в котором мы живем. Граффити с заборов перекочевали на экраны мониторов. Смысл и содержание концентрируется в одной точке, и делается это порой весьма изобретательно (однако многое остается «за кадром» в силу тех или иных причин).

Компьютер - современное средство актуальной коммуникации; предлагаемая через его посредство мысль должна быстро прочитываться, быть «замечательной». Компьютер позволяет создать конструкцию, представляющую модель мысли. Эта модель - единство слова и изображения. Синтез слова, изображения и звука позволяет создавать качественно новую информационную ситуацию. Привычное представляется иным, обретая графическую форму.

Информационное пространство превращается в пространство мысли через посредство графических конструкций.

 

semenev1958@mail.ru