Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

Статья написана в соавторстве с Ткаченко А.А.

Диалог: мысли и образы

   Прочитать Ф.М.Достоевского значит понять его идею. М. Бахтин о поэтике Достоевского писал: «Мы  видим героя в идее и через идею, а идею  видим в нем и через него». Можно истолковать эту мысль буквально и попытаться показать образ-идею наглядно, через графические конструкции. Они отобразят отношение писателя к вечным ценностям, его ответ на загадку жизни.

   Развернутое использование графики при изучении литературного текста дает такую возможность и ученику. Для него понять значит передать «своими словами». Работая над созданием и интерпретацией небольших, но емких графических текстов, школьник сочиняет своего Достоевского. Такой подход, по нашему мнению, делает ученика соавтором писателя.

   Это специфический вариант диалоговой работы. Для того чтобы он осуществился, надо синтезировать идеи и образы, созданные писателем, сделать их видимыми, осязаемыми. Опредмеченная, наглядно представленная идея рассматривается. Подобного эффекта невозможно добиться элементарным озвучиванием или привычной школьной инсценировкой: слишком глубок текст.

   Образы героев Достоевского очень зримые. Их легко «вызвать» на диалог. Такая особенность текста дает возможность форсировать понимание (понять не в будущем, со временем, а именно сейчас). «Преступление и наказание» - ответ писателя на сакраментальный вопрос эпохи - «что делать?», где искать истину и на что опереться в жизни, порой кричаще несправедливой.

   Раскольников - квинтэссенция нравственных исканий писателя. Цена спасения  велика, путь к нему находят не все. Идея без веры в  Бога может стать оружием в руках зла. Символичен образ самого Достоевского неуверенно стоящего перед храмом мысли – государственной библиотекой: он мучительно ищет опору. И найдет ее только в одной книге.

   Эмоциональное ощущение сложности и глубины мира Достоевского у школьников есть. Можно ли сделать более понятными для ученика основные смысловые линии «Преступления и наказания»? Раскольников нашел выход из своего страшного нравственного тупика. Приемлем ли путь спасения, предложенный писателем современным молодым людям?

 

Идея как предмет изображения

   Носители идей - художественные образы Героев, весьма выразительные в главных ипостасях. В образах Достоевского есть что-то от икон - так быстро приковывается наше внимание к внутренней, изначальной сути изображаемого. Эта характерность достигается использованием символических деталей в тексте романа. Они также составляют основу графических конструкций.

   Изображая «теорию» действующего лица, необходимо из отдельных обозначений составить целостную, завершенную композицию. Для этого знаки структурируются: каждому определяется место, намечается характер их взаимодействия. На первый план обычно выносятся самые важные символы. Один из них становится графической доминантой.

   Опредметить идею изображением можно, передавая существенные моменты в цвете, очерчивая пространство, которое ей принадлежит, указывая направленность развития. Так или иначе выражается личностное отношение к конкретному явлению. Это базовые элементы, составляющие основу каждого наглядного сюжета. В графике  их передают линией, пятном, рисунком.

   Палитра: черный цвет (зло), белый (добро), серый (цвет Петербурга). Гамма сумерек: от света во тьму или, наоборот, из тьмы к свету. В северной столице много роскоши и нищеты, зла и добра. В городе Достоевского трудно стать солнцем, но временами оно восходит и там, освещая потемки заблудших душ.

   Пространство: неуютно, а временами откровенно враждебно. Город не принимает человека, комната Сони кривоугольна, Раскольников втиснут в «шкаф»… Не хватает «воздуха»… Задыхающийся без него Раскольников мечется по петербургским проспектам и закоулкам, бульварам и площадям. Он предпочитает неухоженные места, его постоянно выносит в суету Сенной.

   Движение: начинается с блужданий, заканчивается выходом из тьмы. Чтобы выбраться, необходимы ориентиры. Для их обретения  каждый идет своей дорогой. Для кого-то это «парадная лестница» и триумф, для кого-то – тернистый путь и Голгофа. Кто-то  взбегает, кто-то штурмует или карабкается, а кто-то смиренно бредет…  Ради чего? Во имя чего?

   Стремление к вершине (на которой деньги, «свобода и власть») для многих персонажей  «idee fix». Но добравшись до нее, достигаешь внутреннего предела, полностью исчерпываешь себя. Верхняя ступень - последняя ступень, когда человек предстает перед чем-то более глобальным, чем была его жизнь, его индивидуальные стремления.

 

Изображение как способ постижения художественного текста

   «На каждую арифметику своя математика есть». Такова диалектика Достоевского, которую необходимо принимать в расчет, изображая содержание его произведения. Выразительная, ясная форма наглядной конструкции должна корреспондироваться с возможностью многозначного толкования составляющих её символов.

   Писатель сводит, сопоставляет, сталкивает  героев с различными теориями, предлагает также и свою. Роман «математически» выверен, в нем весьма убедительно показан душевный  надрыв, идейные искания и обретение веры. Следуя за перипетиями сюжета, элементы НК повторяются, перекликаются и сходятся.

   Изображая текст, мы пойдем вслед за Героями. Покажем, как мечется по городу совершивший преступление, но еще находящийся на грани добра и зла Раскольников. Его движение в романе чисто «внешнее» (блуждания по городу). Динамика романа - в противостоянии его теории другим. В противопоставлении слова  и дела, искушения и искупления, веры и идеи.

   К «выходу через страдание» главного героя подталкивает Порфирий Петрович (II). Дорога, которую робко освещает Сонина свеча, - евангельское слово (III). Путь к вершине индивидуализма уже пройден Свидригайловым (I). Все эти пути-дороги «перекрестятся» на Раскольникове (IV). Возникнет эффект перспективы, смысловые линии сойдутся в одной точке.

   Как раз здесь может произойти уяснение учеником авторской позиции. Увидев ее  изображенной, легче сформулировать свою идею. Графический «оттиск» текста способен дать больше, чем учительские монологи - часто пересказ либо откровенные установки, как понимать автора.

   Книга большинством учеников читается «на скорую руку», контуры того замечательного литературного «здания», которое возвёл писатель, им видны не очень отчетливо. Тогда что мешает использовать «графический план»  в качестве методического приема?

 

Графический текст как средство диалога

   Работать с «Преступлением и наказанием» ученику действительно непросто. О чем задавать вопросы? Кому их адресовать? От чего оттолкнуться, размышляя? Для вовлечения в процесс обдумывания текста необходим механизм, точнее - понятная  модель деятельности. По сути своей диалоговая (разговор с писателем, где ученик-соавтор), «материальной основой» она будет иметь графику.

   Создание графической картины романа облегчает и то,   что в самом его построении «...миры героев …лежат рядом в плоскости сосуществования и взаимодействия, а не друг за другом как этапы становления». Четыре персонажа (необходимость именно этого числа очевидна) несут свою «благую весть». Группы учеников получают задание передать ту или иную теорию, используя рисунок и обозначения.

   Замещая печатный текст изображением, необходимо

1. предложить ряд графических символов, заменяющих знаковые детали текста,

2. продумать структуру, определив место элементам графики и ключевым словам,

3. представить целостную картину, интерпретирующую произведение.

   Показать какой-то пласт романа в виде НК тем более легко, что, несмотря на свою исключительную жизненность, Герои романа статичны. Автор наделил их примечательными чертами, за которые школьник может «зацепиться» мыслью. Помощь учителя будет заключаться в выборе наиболее выразительных фрагментов разных работ и составлении итоговых картин четырех идей-образов (рис.1- 4 см .в полной версии статьи).

   Четыре свидетельства о жизни, как ее понимают и принимают Свидригайлов, Порфирий Петрович, Соня и Раскольников. Мысль разворачивается в изображение, пусть и весьма условное. Предмет осмысления - теория (книга избрана в качестве единого графического контура). В заключение продумывается порядок расположения графических «томов».

   Новая форма позволяет по-иному преломить привычное содержание. Она меняет угол зрения, исключает буквальное повторение текста и позволяет сформулировать мысль  «напрямую», т.е. передать собственное отношение к явлению, его понимание. Лаконичное графическое переложение содержания романа будет уже совместным творением  ученика 10 класса и писателя Достоевского.

 

Диалог с автором

  «Учиться нужно не у Раскольникова, и не у Сони … учиться нужно у самого Достоевского».

 

 Перекличка  графического ряда с текстом романа - это заочный разговор автора и ученика. Процесс осмысления произведения Достоевского начинается с того, что часть содержания  ученик «истолковывает» в графике. Оно начинает самостоятельное существование как наглядная конструкция и становится  предметом дальнейшего рассмотрения.

   Анализируя образы-идеи, представленные НК, школьники останавливаются на одном понятии, являющем сущность   рассматриваемой теории. Эти слова – камертон, настраивающий работу мысли на определенный лад, - не дают сфальшивить, уйти в сторону от темы.

   Сильные ученики начинают «допрос» с рабочим листком, в котором намечена только логика осмысления, остальным предлагаются частично заполненные. Версии  листка-«протокола» могут быть разными**. Школьник выбирает посильный вариант.

   Самый сложный этап – работа над содержанием наглядных конструкций. Ученику необходимо  «прочитать» графику, сформулировать и записать свои мысли в рабочие листки. При этом так сочесть и испытать идейные установки Героев, чтобы появился свой ответ автору, своя Идея.

  Идеи Достоевского, отображенные в наглядных конструкциях

Путь - основной мотив  первой конструкции (I). Если полагать, что его венчает темная баня с пауками, тогда «для чего я себя буду сдерживать?» Вперед - стань Наполеоном. Наверх - к личным успехам. Однако есть те, кто посвятил себя служению другим людям. Их дорога часто тяжела и терниста, но они верят: впереди - свет неземной.

Незнанием того, что человека ожидает в конце пути, и объясняются метания между добром и злом (II). Подчас мы пренебрежительно относимся к формальным запретам,  успокаиваем свою совесть словами - теориями. Увы, каждому можно иметь свою правду, но истина одна, и ее нужно выстрадать. «В страдании есть идея».

Пострадать не всегда потерять. Страдание и боль обязательны: они способны дать человеку истинную веру (III). По-настоящему поверить можно лишь сердцем, прочувствовав. Уверовав, обретаешь силу, «становишься солнцем, которое все увидят», даже если ты внешне невзрачен и слаб. Сила в способности со-страдать.

Тогда ты можешь спасать других. Отдать часть своего сердца тому, кто, раскаявшись, вышел на перекресток, повинился и желает исправиться. Любой человек «право имеет» на спасение, но для этого он должен пострадать, взойти  на свою Голгофу. Ему надо принять  Бога.  Только так можно получить искупление.

 

   Слова учеников, занесенные в «протокол», прозвучат в унисон Достоевскому, если  отчетливо послышится религиозный мотив. Школьники его улавливают, изучая графические композиции. В каждой из них крест. В последней он доминирует, заполняя собой все пространство. «Ну да, это символ того, что я крест беру на себя».

 

   Есть еще ряд деталей, направляющих читателей к христианским ценностям, столь значимым для писателя. В конструкциях постоянно «оспориваются» кровь, паутина, топор, паук. Соотнося эти элементы с позитивными, ученик подходит к мысли, выражающей понятую им суть романа. Осознает путь, который прошел Раскольников.

 

Идеи ученика, прочитанные в наглядной конструкции.

  Свидригайлов открывает галерею идей-образов. Раскольников может уподобиться ему. Он уже совершил злое дело, первое из возможной череды. Его идея необходимости убийства выведена рационально. Зло затаилось в мыслях. Для того чтобы противостоять ему, нужен свет, «воздух».

Раскольников услышал умные слова Порфирия Петровича, который это знал. Может быть, он прошел часть пути, на который с болезненной решимостью встал Раскольников. Комплекс Наполеона  владел Порфирием Петровичем (с его-то внешностью мячика!), но он нашел для себя опору в  «юридической идее» и пытается помочь Раскольникову.

Спасти бедного студента сможет только Соня. Ей дано для этого все: она любит и верит. Ее веры хватило и на Родиона Романовича. Она стала хрупким мостком к спасению, на который он какое-то время не решается ступить. И все же Герой увидел «вечную Сонечку» - осознал непреходящую значимость библейских  истин.

Если открыть Богу сердце, то из доброй и злой половинок души составится крест искупления. Но его еще надо втащить на Голгофу. Свидригайлов не смог. Что может придать силы? Любовь. Соня любила Раскольникова. Дуня не смогла полюбить несчастливого Аркадия Ивановича - и он был обречен на гибель.

  Если мир спасет красота, то это красота человеческих отношений, покоящихся на библейских ценностях.  Возлюби ближнего как себя самого.

*******************************

   Эта мысль или иная появляется у школьника после рассмотрения идей-образов Ф.М.Достоевского. Читая роман предложенным нами способом, он видит путь нравственного выздоровления, которым прошел Раскольников. Работая над графическим материалом, ученики  следуют за Героем.

   И так же,  как он, придут к обескураживающей догадке: несмотря на свою запутанность, жизненные вопросы имеют прямые ответы. Все они содержатся в одной  Книге – Библии. Диалог по сути  ведется относительно той роли, которую вечные ценности играют в судьбе человека, особенно, когда он становится «заблудшей овцой».

   Глубоко и очень выразительно Достоевский аргументирует простую идею: человек может спастись, лишь следуя библейским заповедям. И если  ученик приходит к этой мысли рассуждая, обосновывая и сочетая ее с другими, тогда цель работы над произведением Великого Писателя достигнута.

     Хочется, чтобы эти заповеди были путеводными в последующей  жизни.  «Но тут уже начинается новая история».

 

 

 

 

 

semenev1958@mail.ru