Home page
 

 

Мы поместили самый ранний и полный авторский вариант статьи.

 

версия для печати (этот текст с иллюстрациями под названием "На уроке-диалог культур " был опубликован еще раз в журнале "Народное образование" 1998 №5 )

Статья написана в соавторстве с Ткаченко Анной Александровной

"ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР": Что это?

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Методическое построение предлагаемое к широкому применению, имея в виду ученика, должно быть адресовано школе. Ученик - клетка сложного школьного организма. Ориентация на абстрактного ученика привела, в конечном счете, к созданию школ- “парников” с искусственно подобранным контингентом, имеющих весьма условное отношение к существующей системе общеобразовательных учебных заведений.

“Новые школы” достаточно восприимчивы к инъекциям любых педагогических идей. Их работа создает иллюзию продуктивности современной педагогической мысли. Однако обычная средняя школа, как правило, отторгает новации. Одна из причин - известный консерватизм образовательной системы и недостаточная подготовленность учителей к предлагаемой деятельности. Другая сторона проблемы, на наш взгляд, в том, что новое - обычно радикальное и сильнодействующее средство, и оно зачастую разрушающее действует на старый школьный организм.

Надежды на возможность глубоких структурных, качественных перемен во всем народном образовании у учителей исчезли. Но отказываться от новых подходов и в обычных школах не стоит. Очевидно, необходимо в интересах дела ослабить воздействие инновационного “препарата , исключив некоторые его компоненты.

Эти замечания относятся в полной мере к школе диалога культур . Уже само название сразу выводит эту школу за рамки действующей системы. Его можно принять, если вспомнить, что наиболее последовательные сторонники ШДК стремятся построить новую образовательную парадигму. В обозримом будущем это утопия. Конструкция будет “ржаветь”, оставаясь умозрительной.

Но так не хочется расставаться с рядом блестящих идей, лежащих в ее основе. Может быть, стоит отказаться от белых одежд чистой теории отказаться от некоторых, пусть даже привлекательных излишеств и облачиться в более простую и скромную школьную форму?

Мы делаем ряд шагов, направленных на “обмирщение” идеи, ради возможности ее использования в обычной школе, ради ее продуктивности. Поэтому мы не можем назвать себя последователями ШДК в том виде, в котором она в настоящее время существует. Предлагаемую нами систему мы назвали ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ШКОЛЕ - ДКШ ( перемена позиции одной буквы принципиальна! ). Уже в названии мы подчеркиваем снижение высокой теории до будничной школьной работы.

ТЕРМИНЫ. В работе мы используем ряд специальных понятий - терминов. Иногда это привычные понятия, представленные только частью своего содержания, иногда- один из вариантов определения многозначного явления.

ДИАЛОГ - разговор ученика со своим “Героем” через текст-памятник.

Определение диалога мы предлагаем уже сниженным до школьной конкретики.

ТЕКСТ-ПАМЯТНИК - классическое произведение иной эпохи (средство диалога ),

“ГЕРОЙ” - персонифицированный человек прошлого, по-своему увиденный каждым учеником (собеседник ),

ЦЕННОСТИ - определенные явления действительности, особенно значимые для общества в данную эпоху и имеющие личностный смысл для “Героя” ( предмет диалога).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - драматизация (“оживление”) текста,

ОБРАЗ “ГЕРОЯ” - наглядно представленный “Герой” ( внешние признаки подчеркивают его индивидуальность и указывают на принадлежность эпохе, внутренние качества открывают его особый духовный мир ). Ученик должен увидеть собеседника “своими глазами”. Образ не сводится к портрету. За его рамки ребенка выводит работа над художественными особенностями, местом и функцией образа. Конечно же, исходя из общего замысла работы, главная функция - быть средоточием искомой ценности. Диалог - это прежде всего размышления по поводу ценности, попытка понять своего “Героя” - того, другого, отделенного столетиями и тысячелетиями.

Особую группу составляют понятия, относящиеся к формальной логике, к сфере интеллектуальных умений: СУЖДЕНИЕ, ЗАДАЧА, ПРОБЛЕМА.

 

Для нас, учителей-практиков, проблема диалога культур заключается прежде всего в организации диалога, в создании технологии, которая позволила бы реализовать эту педагогическую идею. Предлагаем свой вариант осуществления диалога культур в средней школе и делаем основной акцент на деятельностной стороне процесса. Но чтобы наша модель была понятна, необходимо определить границы смыслового поля, на котором деятельность происходит.

КУЛЬТУРА. Для нас это прежде всего система ценностей, которые постигаются через смыслы. Самое доступное средство реализации ценностей и смыслов - слово. Постигая Слово, мы постигаем культуру. Текст - главное средство освоения, хранения, передачи ценностной составляющей человеческого опыта. Текст является памятником эпохи. Он приходит к нам из глубины времен, видоизменив свое значение, но сохранив память о своих изначальных смыслах. Текст - памятник иной эпохи - является своеобразной авторской моделью мира, как его видел и понимал человек Античности, Средневековья, Возрождения, Нового Времени...

ДИАЛОГ. Культура нуждается в собеседнике, воспреемнике. Ее развитие всегда требует акта обмена ценностями. Быть в культуре значит вступать в общение. Культура диалогична по своей природе, подразумевает непрерывный анализ человека, общества, всегда связана с историей.

  ТЕКСТ.Итак, с одной стороны, культура всегда - определенное количество текстов. Следовательно, литература - та сфера школьной практики, в которой в большей мере обнаруживается культура. Краеугольным элементом всей системы работы в рамках диалога культур является текст. Мы начинаем с того, что отбираем 8 - 13 текстов-памятников, являющихся классическими произведениями интересующей нас эпохи. Затем определяем отрывок для анализа, который ученики получают на руки в качестве раздаточного материала.

В центре каждого текста-памятника находится “Герой”, который живет своей жизнью внутри произведения. Автор вкладывает в него часть своей души, свое понимание жизни. Читатель, воссоздающий образ “Героя”, неизбежно дополняет, дорисовывает, додумывает... Автор и читатель соучаствуют и находят ту правду, тот смысл, который лежит между ними.

Образ “Героя” обязательно центрирует в себе некие ценности . Для Медеи это “любовь” и “дом” , для Бориса и Глеба - “блаженность” и “старшинство”, для Роланда - “ верность”... Чаще всего речь идет о вечных ценностях : “добро”, “зло” , “любовь”, “подвиг ”.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ДИАЛОГА.Ценности автор заворачивает в определенные смыслы. Его, авторское, видение и осмысление мира может быть принципиально иным. Таким образом появляется предмет диалога, диалога, который будет осуществляться через текст.

О существовании иного смысла, иной правды говорит поступок “Героя”. Ученик удивлен, не понимает, недоумевает. Появляется вопрос... и диалог можно начинать. Начало - половина дела. Поэтому столь важно, чтобы ученик уяснил события, которые предшествовали “судьбоносному” поступку “Героя” и последовали за ним, а также условия, при которых он совершился, т.е. обстоятельства. Диалог культур в школе должен превратить содержание гуманитарного образования в единый мощный поток культуры.

  ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ. Этот поток делится на ряд этапов, которые принято называть ступенями цивилизации. Выше мы подчеркнули, как тесно культура связана с историей (ценности не могут существовать вне человека, вне человеческого общества). Оно развивается, изменяются взгляды людей, и все новые смыслы накручиваются на ценности. Цивилизационный подход позволяет определить рамки для культурологического анализа общества. Он является основанием для структурирования всей деятельности в диалоговой школе. Полное название курса в ”школе диалога” ( 6 класс 1 полугодие ) будет таким: “Культура западноевропейской цивилизации эпохи средневековья” или (7 класс 2 полугодие) - “Культура российской цивилизации эпохи Московского царства”.

Мы предлагаем для школы с диалоговым обучением 7 ступеней, соответствующих определенным эпохам истории Западной Европы и России. На прохождение одной ступени отводится от 4 до 6 месяцев.

МЕХАНИЗМ ДИАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

( ТЕХНОЛОГИЯ )

Модель деятельности учителя, которая имеет признаки универсальности, принято называть школьной или педагогической технологией. Прежде всего это ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, цель её - обязательно реализация какой либо педагогической идеи, будь то развивающее обучение, исследовательский подход, наконец, диалог .. (Это очень важно потому, что в данном случае учитель ставится перед необходимостью весь учебный процесс выстраивать в определенном русле.) Конечно, по ходу работы решаются самые разные дидактические задачи, но все они подчинены главной. В нашем случае - осуществлению ДИАЛОГА КУЛЬТУР.

Целенаправленная деятельность по его осуществлению имеет РЯД ЭТАПОВ, на каждом из которых

решается определенная ЗАДАЧА

с использованием ряда точно обозначенных ПРИЕМОВ,

когда для каждого этапа ( и, соответственно, для каждой задачи ) предполагается определенный РЕЗУЛЬТАТ, который может быть быстро ВЫЯ ВЛЕН.

Весьма серьезной является проблема показа технологии, ее передачи. (Наш учительский результат всегда достигается в совершенно конкретной, уникальной ситуации: только твои ученики, только твои коллеги, только твоя школа). Её мы попытаемся решить с помощью технологической карты, которая содержит обобщенную характеристику деятельности. В начале показана общая структура деятельности, расположение ее основных элементов с конкретизацией некоторых и указанием их временных параметров. Затем опорным конспектом раскрываем содержание основного звена работы — “ большого урока”.

ЦИКЛ. Вся деятельность на каждой ступени ( I - VII ) диалога в школе распадается на 8 - 13 циклов (по числу текстов-памятников, отобранных к изучению ). Циклы имеют однотипную структуру. Элементы этой структуры: подготовительная работа, “большой урок” и предметная пауза. Можно легко изменить количество циклов, их внутреннее наполнение. Границы между частями цикла подвижны, многое в его организации зависит от характера текста-памятника, его ценностной составляющей. Высшая точка цикла - диалог, который происходит на “большом уроке”. Цикл занимает от 2 до 4 недель в зависимости от значимости текста.

Подготовка охватывает большую часть цикла. Учителя литературы и истории занимаются ею “рука об руку”, используя, однако, характерные для своего предмета приемы преподавания, учитывающие его специфику. Термин “подготовка” применительно к большей части работы, проделываемой учителем за год, не должен вызывать недоумение. Мы имеем в виду то, что получаемые знания ученик не должен раз за разом складывать на “полку”. Он не столько накапливает информацию, сколько готовится к ее применению. Диалог дает возможность почти немедленно актуализировать знания в ходе серьезной творческой работы. Диалог здесь выступает как сверхзадача для определенного отрезка работы.

Предметная пауза - завершающая часть цикла. Для того чтобы конструкция была надежной, она не должна быть излишне жестко скреплена. В своем методическом построении мы предусмотрели зазор ( паузу ), несколько уроков, когда после диалога каждый учитель работает “на себя”. В ходе которой рассматриваются специфические задачи, не решенные на взгляд учителя-предметника в ходе предшествующей работы.

 

БОЛЬШОЙ УРОК” .Главным, центральным элементом цикла является “большой урок”. Это то, ради чего, собственно, и разгорается наш “сыр-бор”, потому что именно на нем должен состояться акт диалога.

текст - образ - поступок- ДИАЛОГ ( уже как акт, состояние ).

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Т Е К С Т .Для диалога выбираются тексты, которые, по общепринятому мнению, являются квинтэссенцией эпохи . Например, для периода, переходного от Средневековья к Новому Времени, это

“Божественная комедия”

“Гаргантюа и Пантагрюэль”

“Дон Кихот”

“Гамлет”.

Диалог означает общение, взаимодействие через текст. Когда мы берем какую-либо книгу, читаем ее, мы уже становимся современниками автора. Решить проблему диалога как состояния общения значит

  • осмыслить это состояние,
  • раскрыть его ученику, сделав характер взаимодействия видимым, осязаемым.

Когда это происходит, когда выявлен самим учеником характер соучастия, когда он осознанно и целенаправленно пытается “расслышать” собеседника, тогда, по нашему мнению, диалог есть. И когда его средством служат классические тексты различных эпох, подаваемые в определенном порядке, мы говорим о диалоге культур на уроке.

О Б Р А З.Выражение “диалог через текст” означает прежде всего общение через образ. Текст- это всего лишь ( в нашем контексте ) жизненное пространство для “Героя”. Ведя диалог с “Героем”, мы взаимодействуем и с автором, представляющим иную культурную эпоху. Вопрос, обращенный к “Герою”, - это вопрос и к автору. Вот почему мы считаем очень важным этапом “большого урока” формирование образа “Героя”. Деятельность на уроке-диалоге начинается с работы над текстом, которая должна привести к формированию целостного образа. Чаще всего это персонифицированный человек прошлого: Медея, Цицерон, Конфуций, Сергий Радонежский, Фома Аквинский, Тристан... Это все разговор о сущностной, смысловой стороне деятельности, мы оговариваем то, без чего, по нашему мнению, нет диалога. А что надо сделать для его осуществления? Надо для каждого этапа “большого урока” поставить задачу, прописать приемы и четко определиться, что мы хотели бы иметь в конце каждого этапа ( на какой результат мы можем рассчитывать ).

 

ТЕКСТ - ОБРАЗ - ПОСТУПОК - ДИАЛОГ

ЗАДАЧИ

  1. драматизация текста
  2. формирование образа
  3. осознание поступка
  4. проведение диалога

ПРИЕМЫ

  1. инсценирование текста
  2. запись и высказывание словосочетаний, называющих признаки
  3. трансформация отрывков текста в четкие суждения, указывающие на определенные обстоятельства
  4. моделирование и высказывание возможности тех или иных обстоятельствзапись и высказывание суждений относительно “судьбоносного” поступка “Героя”
  5. определение и запись актуальной ценности
  6. запись и высказывание суждений поповоду ценности
  7. выявление ситуации, содержащей противоречие и раскрывающей многозначность данной ценности
  8. формулировка задачи
  9. запись и высказывание суждений, которые являютсяответами на вопрос задачи
  10. постановка и решение проблемы
  11. получение “правильного” ответа через текст

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • “оживление” “Героя”, эмоциональный настрой
  • создание целостного образа
  • указание “судьбоносного” поступка
  • осуществление диалога
  • определение актуальной ценности
  • “развертка” смыслов
  • распознавание ответа из прошлого

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА НА “БОЛЬШОМ УРОКЕ”

Первый этап - работа с Т Е К С Т О М. На подготовительном этапе текст прочитан учениками и проанализирован. На ключевых уроках инсценируются наиболее выразительные отрывки. При необходимости во время подготовки осуществляется его драматизация, т.е. построение в форме диалога, чтобы можно было исполнить его на сцене. Красочное, запоминающееся представление, а такжеосознание значимости проделываемой работы превращает эти уроки в яркие праздники. А если избирается характерная для эпохи форма представления, то ученики получают тот же опыт освоения действительности, что и человек прошлого ( трагедия в Древней Греции, мистерия в Средние века, комедия дель арте в эпоху Возрождения ). У учеников появляется определенный эмоциональный настрой, они как бы переносятся к порогу иной эпохи. продолжительность звучания текста до 15 минут.

Второй этап - создание О Б Р А З А “Героя”. “Герой” должен сойти со страниц текста. Ученик должен его увидеть своими глазами. Для этого он должен наделить его обликом и душой, используя помощь автора, домысливая, додумывая. Механизм формирования образа на начальных ступенях работы весьма прост. Образ буквально складывается из предложенных ученику признаков.* Формирование образа ученик начинает с записи словосочетаний, часть из которых называет внешними признаками, обязательно содержащих указания на принадлежность к определенной эпохе, часть - внутренние качества, открывающие особый внутренний мир “Героя”. Ученик, высказывая набранные им словосочетания, помнит, что отдельные черты должны составить целостный образ, наделяя его недостающими в авторском тексте чертами. Их возможное наличие обусловлено поступком “Героя” и временем, в котором тот живет.

Образ “оживает” постепенно. От урока к уроку расплывчатые, смазанные силуэты обретают четкий контур, и вот наконец появляются краски. Точная деталь, правдоподобное предположение могут вдохнуть жизньв “Героя”, сделать его своим. Ученик просто обязан заглянуть в лицо “Герою”, при знакомстве это обязательно: лицо всегда очень информативно. Однако больше всего о человеке нам говорят его глаза... Со временем образ становится по-настоящему полнокровным, ученик видит “Героя” в определенный период жизни, в разных ипостасях. Это очень важно. Человек в своей жизни “играет” множество ролей, одни ему удаются блестяще - в других он плох. Понимая многоплановость человеческой натуры, ученик должен найти ту ее грань, которая ярче всего высветит искомую ценность.

Образ выстраивается на основании не только прямых указаний автора текста-памятника, но и с использованием косвенных данных. Ребенок углубляет образ, идя порой дальше автора.

Третий этап урока - уяснение П О С Т У П К А “Героя”. Наш персонаж действует в предложенных автором обстоятельствах, творит по его воле каждый день безумства или, наоборот, ведет себя как паинька. В любом случае ученику необходимо натолкнуться на поступок, который выводит наружу смыслы и ценности, центрируемые в человеке. Многое может нам открыть момент “судьбоносного” поступка, сразу становится ясно, от чего человек отказывается, почему он делает это и ради чего. Этот поступок сразу открывает культурный горизонт самого автора. Ученику, высказывающему суждение относительно такого поступка. необходимо зацепиться за ту ценность, которая может подчеркнуть своеобразие ментальности иной культурной эпохи.

 

Так вот мы подошли к моменту, когда надо начинать развертку смыслов, искать то, что лежит между учеником и ставшим близким ему “Героем”. Итак, “большой урок”, на котором должен состояться акт диалога, включает работу с текстом, формирование образа, выявление “судьбоносного” поступка и процедуру развертки смыслов, которые накручены вокруг ценности. Наиболее выразительный отрывок текста инсценируется. Формирование образа предполагает запись и высказывание словосочетаний, называющих внешние и внутренние качества “Героя”, из них составляется целостный образ. Он “оживает” постепенно. Указывается тот поступок “Героя”, котороый позволяет определить иерархию его ценностей.

ДИАЛОГ С “ГЕРОЕМ”

Очевидно, что развертка смыслов не может происходить сама по себе. Необходимо найти механизм. Необходимо научить детей им управлять. Конечно, на начальном этапе можно работать на уровне понимающих глаз, отрывистых реплик, отдельных суждений. На начальном этапе это действительно возможно, даже необходимо, просто в силу неготовности младших школьников к более серьезно организованной умственной работе. Но оставаться на этом уровне и тем более выдавать его за единственно возможный вариант недопустимо.

Что с формальной стороны представляет собой диалог как способ общения? Это поочередная смена речи и молчания. Обычно реплика одного из собеседников ( даже если она и не содержит вопрос ) предполагает ответ другого. В нашем случае собеседник присутствует в виде книги ( текста ) да еще прячется за образ. Прямой ответ на свой вопрос, касающийся уяснения смысла той или иной ценности, ученик получить не может. Ему надо найти ту истину, тот смысл, который лежит между ним и его “Героем”. Буквально это из текста не вычитаешь. Что делает ученик? Он в нужный момент подхватывает разговор, который ведет “Герой” на страницах произведения, и спрашивает. Реплика ученика может быть весьма развернутой и обстоятельной, его никто не перебьет и выслушают до конца. За его репликой может стоять целая совокупность мыслительных действий, а не просто импульсивная реакция.

И тогда “Герой” должен “заговорить” и ответить. Упрощенная схема ответа выглядит следующим образом. Собеседника, с которым нет непосредственного контакта, мы часто плохо понимаем, потому что плохо слышим. пытаясь его расслышать, непроизвольно начинаем проговаривать вслух возможные варианты ответа. Эти варианты не случайны и продиктованы ситуацией, в которой диалог протекает, его контекстом. Главное - остановиться на правильном ответе. Утвердить в правильности избранного ответа может случайно донесшееся слово ( ключевое ), дальнейший поворот в ходе беседы... Реплика “Героя” из далекого прошлого слышна плохо. Ответ на первом этапе диалоговой работы придется сначала поотгадывать, а потом научиться осознанно его искать и распознавать правильный. Мы убеждены, как впрочем и многие, что единственным инструментом получения ответа в ходе диалога в средних и старших классах школы может быть проблема, ее поиск, постановка и решение. Надо много поработать ученику, пройти определенный предварительный этап, чтобы овладеть навыками использования проблемы в разговоре с “Героем”.

Правила игры на поле диалога, пусть несколько упрощенные, ученик должен усвоить твердо. Происходит это поэтапно. Вначале, при работе с текстами, не предназначенными для диалога, и на подготовительной стадии цикла, особое внимание обращаем на формирование умения видеть слово, то слово, за которым суть, которое необходимо. Далее - работа над умением предельно четко выстраивать суждение . Именно суждение: субъект — связка — предикат. ( Параллельно мы используем термин “высказывание”. ) Овладение этими умениями - необходимая предпосылка для дальнейшей работы. Следующее - решение задач. Задача = условия+вопрос. Огромное значение придается умению формулировать условия, потому что в дальнейшем это поможет задавать правильный контекст для диалога. Перечисленными навыками ученик овладевает в процессе деятельности.

Таким образом осуществляется подход к полномасштабному использованию проблемы. Для нас ее главное отличие от задачи в том, что акцент переносится на рассуждения, развернутое осмысление. Именно тогда и может быть расслышан правильный ответ “Героя”. В конце концов дело начинает выглядеть так: ученик отчетливо уясняет себе, что конкретный механизм разговора со своим “Героем” предполагает поиск, постановку и решение проблемы.

Вначале с помощью учителя, потом сам он усматривает спорность, неоднозначность какой-либо ситуации. Чаще всего это следствие буквальной или современной трактовки смысла ценности, обозначенной в тексте. Основа будущего диалогического понимания - всегда какое-то противоречие, парадокс, действительный или кажущийся. Осознание противоречивости ситуации служит пружиной, разворачивающей диалог.

Это противоречие он предварительно выявляет парой слов-антонимов. Затем, обдумав еще раз ситуацию, он раскрывает суть противоречия двумя четкими суждениями. Это два условия. Чтобы усилить конструкцию, между условиями с обязательным графическим выделением ставится союз но (однако, а ) . Противоречие должно быть разрешено! По какому пути, в какую сторону пойдет ученик - все будет зависеть от степени знания эпохи, текста, а самое главное, - от знания характера своего “Героя” и тех обстоятельств, в которых он действует. Именно это продиктует ученику ВОПРОС. Этот вопрос и будет проблемой. Проблемой, которая как бы сама собой встала перед учеником. формулируя проблему, ученик должен располагать набором различных основ для постановки действительно сложного, глубокого вопроса. Проблема есть, надо ее решать.

Принципиальное значение приобретает направленность рассуждений ребенка; необходимо, чтобы они вели в выяснению смысла ценности, о которой идет речь, которая является предметом обсуждения. Важно, чтобы ученики это поняли уже на начальном этапе работы с проблемой. Постепенно общение с героями иных культурных эпох становится более осознанным. Проблемы ставятся более сложные, актуальные, суждения высказываются более глубокие, точные, и, главное, - дети, самостоятельно рассуждая, все чаще и чаще слышат верные ответы через текст.

Таков вкратце механизм порождения высказываний, по поводу ценности. Мы получаем высказывания - своеобразный “конечный продукт” размышлений ученика, его сомнений. Ситуация напоминает птичий базар: такая же разноголосица. Ее не надо бояться: каждый обладает определенным запасом знаний и интеллектуальными возможностями. Здесь нет и не должно быть правильных ответов в привычном для учителя смысле.

Каждый, кто провел свой мысленный эксперимент в пространстве, предложенном текстом-памятником, выполнил свою задачу. Однако учителю надо акцентировать те варианты высказываний, авторы которых могли строго удерживаться в пространстве образа и достигли-таки культурного горизонта иной эпохи. В этом случае мы говорим, что ученик ЯСНО расслышал ответ из прошлого.

  РЕЗУЛЬТАТЫ.   Необходимо предвидеть результаты работы, отслеживать их. Давая определение технологии, возможность прогнозирования результатов мы назвали в ряду ее признаков. В процессе деятельности, о котором мы рассказали, можно выделить несколько позиций; по ним к концу года надо достигнуть точно определенных параметров.

Привести в движение всю технологическую цепочку одному учителю практически не под силу. Необходимо выполнить слишком большой объем работы. Для того чтобы все, о чем мы говорили, “ожило”, мало того материала, который дает произведение, необходимо знать реальные факты и картину мира человека прошлого в той мере, в какой она воссоздана учеными. Усилия учителя литературы должны быть объединены с работой учителя истории.

  Должна быть единой не только модель деятельности, но и программа. Совместная программа определяет содержание, необходимое для реализации идеи диалога культур. Особенности такой программы в том, что делается попытка соединить два предмета в рамках одного курса, где литература и история сливаются в единый поток гуманитарного образования. Содержание курса представляет не механическое соединение разнокалиберных тем двух предметов, а их органичное единство. Оно достигается за счет того, что мы берем в качестве краеугольного камня текст, значимый для литератора и для историка, - и фокусируем свое внимание на “Герое”.

Еженедельно проводится четыре урока литературы и три - истории.

Тезисы

•  Культура - система ценностей, постигаемых через смыслы. Текст, через который осваивается, в котором хранится и с помощью которого передается ценностная составляющая человеческого опыта, становится средством диалога. Отбираются классические произведения иной эпохи ( тексты-памятники ) числом не более 13 на полугодие.

 

•  Внутри каждого текста-памятника находится “Герой”. Он центрирует главные ценности эпохи. Развертка смыслов, в которые время “упаковало” эти ценности, - главное в диалоге.

 

•  “Вечные ценности” - главная составляющая единого потока культуры. Однако они не могут существовать помимо человека, общества. Цивилизационный подход к истории позволяет установить рамки для анализа общества с культурологических позиций. На каждой ступени цивилизации общество проходило в своем развитии ряд исторических эпох. Мы предлагаем для школы диалога 7 ступеней, соответствующих определенным эпохам истории Западной Европы и России. На прохождение одной ступени отводится от 4 до 6 месяцев.

 

•  Предлагается модель деятельности ( технология ), работа по которой должна привести к реализации идеи диалога. “ТЕХНОЛОГИЯ” - это целенаправленная деятельности, предполагающая ряд ЭТАПОВ, на каждом из которых решается определенная ЗАДАЧА с использованием ряда точно обозначенных ПРИЕМОВ, когда для каждого этапа предполагается определенный РЕЗУЛЬТАТ, который может быть быстро ВЫЯВЛЕН. Модель деятельности представляется технологической картой, в которую могут быть включены схемы, опорные конспекты и словесные комментарии.

 

•  Основное структурное подразделение нашей технологии - ЦИКЛ. Он распадается на подготовительный период, “большой урок” и предметную паузу. Цикличность позволяет сохранять ставшую привычной внешнюю канву деятельности, не стесняя учителю свободу методического маневра. Важно и то, что сама деятельность упорядочивается, становится понятной и прогнозируемой.

 

•  “БОЛЬШОЙ УРОК”, на котором должен состояться акт диалога, включает работу с текстом, формирование образа, выявление судьбоносного поступка и процедуру развертки смыслов, которые накручены вокруг ценности. Наиболее выразительный отрывок текста инсценируется. Формирование образа предполагает запись и высказывание словосочетаний, называющих внешние и внутренние качества “Героя”. На их основе составляется целостный образ. Указывается тот поступок “Героя”, который позволяет определить иерархию его ценностей.

 

•  Суть диалога культур ( взаимодействия, общения через текст) - в уяснении смыслов, в которые время завернуло ценности. Должен существовать конкретный механизм их развертки. Работа в этом направлении на уровне угадывания, наития в средних и старших классах уже недопустима. Сделать процесс уяснения смыслов организованным, направленным, результативным может поиск, постановка и решение проблемы. Проблема становится одним из важнейших средств, используемых в рамках диалога.

 

•  Результат деятельности может быть проверен с помощью базовых измерителей. Измерители указывают приоритеты и тенденции на каждой ступени обучения. Их состав и характер меняются по мере продвижения в школе диалога.

 

•  Усилия учителя литературы должны быть объединены с работой учителя истории. Должна быть не только единая модель деятельности - технология, но и совместная программа.

 

Предложенные тезисы намечают один из вариантов

реализации идеи диалога культур в школе.

 

semenev1958@mail.ru