Home page
 

 

Полный вариант статьи

( winrar)

версия для печати

Статья написана в соавторстве с Ткаченко Анной Александровной

Диалог: культура и компетенция

Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

А что станет говорить пятнадцатилетний ученик, "изучив" замечательную комедию? Вразумительное, своё услышишь нечасто. Вот уж где действительно «горе от ума». Так ли необходимо постоянно следовать жестким схемам анализа литературного произведения? Учебная деятельность прежде всего должна соотносится с ведущей компетенцией конкретного школьника, а работа с текстом - быть для него актуальной.

Частные методики превращают учение в дефиле – ребенок должен демонстрировать именно то, что составляет методологический наряд данной науки. Школьному учителю все-таки необходимо временами выходить за рамки узкопредметных построений. Произведения (явления, факты), знаковые для духовной жизни, стоит осмыслить в более общих категориях. Это позволит сохранить живой интерес к ним в последующем.

Одним из таких текстов является комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Это очень «школьное» произведение с легко усваиваемым содержанием. Работая с таким текстом произведения, ученик способен проявить ту компетенцию, которой он в наибольшей степени владеет (и сформировать новые). Компетенция – это продуктивная деятельность ученика (с пониманием ее цели и средств) в каком-либо информационном сегменте.

Средством, позволяющим компетенцию реализовать, может стать диалог культур. Он предполагает изучение произведения с учетом реалий другой эпохи, но в контексте нашего времени. Этот контекст задают новые смыслы актуальной ценности («ум»). Пространство диалога (Диалог культур: заметки на полях. «Народное образование» №5 2002 )* мы обозначаем понятиями "текст - ценность - Герой - поступок". Более очевидным, осязаемым его делает графический фон из наглядных конструкций.

Считаем, что соединение двух ( диалог + компетенция ) методических подходов в единую систему, дает возможность хотя бы на время преодолевать предметную ограниченность учения. Есть и еще один важный аспект. Как не обидно это осознавать, но школа, заставляя затверживать авторитетные суждения, воспитывает Молчалиных. Вопрос «зачем же мнения чужие только святы?» - лишь литературный штамп….

Работа над произведением, основывающаяся на диалоговом принципе, предполагает, что ученик выстраивает свой вариант нахождения смысла текста. Учитель должен помочь найти те точки, по которым ребенок мог бы выстроить личную траекторию изучения и понимания пьесы. Ученику необходимо выбрать подходящий для него аспект содержания, и, проявив ту или иную компетенцию, получить необходимый результат.

Преподавателю нужно задать классу определенный вектор учебной деятельности. На любом этапе работы ученики должны четко осознавать, что им предстоит сделать. Таких этапов, следуя логике диалога, может быть 3-4. И на каждом ученик должен оказываться перед необходимостью выбора/постановки задачи, с последующим ее решением. Для этого ему потребуются базовые понятия, графический ряд и цитаты.

Графика в нашем случае аккомпанирует смыслу, а не иллюстрирует, как обычно, содержание. Её применение позволяет добиваться большей независимости в суждениях, она инициирует появление собственных мыслей. Символические рисунки, выполненные посредством линии, штриха или пятна, предполагают произвольную трактовку, в отличие от словесных формулировок, которые проще бездумно повторить.

Ученик, в соответствии со своей компетенцией, выбирает определенный аспект содержания, который бы в большей степени помог раскрыть именно ее. Эти аспекты (поданные как базовые понятия) либо заранее определяются учителем, либо формулируются вместе с учениками. Те из школьников, которые считают существенными другие грани произведения, дополняют ряд своими словами и изображениями.

1. Герой «Горя от ума» видится каждому по-разному: умный, влюбленный, образованный, общительный… . Выбрав своего Чацкого (или определив его суть по-своему), необходимо "расслышать" именно те реплики, которые говорит ваш Герой, которые его характеризуют с интересующей вас стороны.

2. Герой Грибоедова резон"ерничает". За сутки он умудрился восстановить против себя всех. Едва ли не каждый его диалог обозначает конфликтую ситуацию. Общение персонажей в пьесе диалогично по форме, но не по существу! Умный Чацкий диалог, котором важно быть услышанным и понятым, завязать не смог. Все понимая о других, не смог убедить их, привлечь на свою сторону. В каждом случае он встречает непонимание.

Возникает целый ряд проблем. Каждый ученик должен остановиться на «своей». Герой

запутался в самом себе, в лабиринте свих слов/ума,

противостоит /противоборствует обществу/общественному мнению,

встречает непонимание в сердечных отношениях,

подходит к решению частных вопросов не так как другие лица его круга,

3. Развязка комедии известна: Чацкий не смог разрешить свои проблемы. Он от них ушел, точнее, собирается уехать: «Карету мне, карету!». Что это?

Слова уже не помогут - надо что-то делать . В пьесе Чацкий проговорил, озвучил передовые мысли своей эпохи (таков был век). Для нас единственный его поступок - это бегство из Москвы, отказ от преодоления трудностей, с которыми он столкнулся. Чтобы стать Героем в жизни (положительным или отрицательным) надо действовать. Это наша сегодняшняя позиция. Но что в его силах? Он может

изменить себя,

попытаться изменить окружающее его общество,

изменить Софью,

продолжать говорить,

… .

Грибоедов уже не сможет сделать Чацкого Героем . Это задача ученика. Он должен заставить его совершить другой поступок. И для этого необходимо действовать самому. От работы с текстом комедии, с цитатами, школьник переходит к собственным суждениям по обозначенным проблемным линиям. Ему необходимо применить определенную компетенцию. Став Героем, ученик принимает решение и действует.

Текст комедии продолжается на одно небольшое действие. Продолжается поступком ученика-Чацкого. Конечно, школьник может предложить такой вариант развития событий, который нам даже в голову не приходил. Однако любой новый поворот должен вести к пониманию, разрешению ситуации. Пусть Чацкому не подадут карету, она сломалась или случился еще какой-нибудь форс-мажор. Он остается еще на сутки.

Чацкий за эти сутки "поумнеет"? Каким бы ни было продолжение, в нем должна быть реплика об "уме". Есть множество смыслов этого понятия. Мы исключаем только одно (но самое характерное для того времени - быть умным значит говорить неприемлемые для большинства вещи). Диалог может состояться с любым из персонажей. Он небольшой, 5-8 реплик. Начинать его уместно с реплик взятых из текста комедии.

1.Чацкий: И, право, что бы мне в Москве не послужить?

И награжденья брать и весело пожить?

Молчалин…

2.Чацкий: Хотя дома новы, а предрассудки стары….

Фамусов…

3.Софья (Лизе): Зачем сюда Бог Чацкого принес?

Лиза:……….»

4.Фамусов: Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!

Молчалин: ……..»

Пятнадцатилетний ученик станет держать ответ за Чацкого. В этом суть диалога. А судьи кто? Строго следящая за соблюдением всех методических канонов учительница литературы Марья Алексеевна не для таких уроков. Преподавателю «всего лишь» необходимо определить, была ли поставлена и решена в ученическом тексте проблема (а для этого он должен «держать в уме» несколько возможных вариантов).

Совокупность немногих реплик, написанных учеником, должна более или менее отчетливо прорисовывать контуры проблемной ситуации. Завязка - недоумение ученика скоропалительностью решения Чацкого, в котором тот сам позже, признается (или в новом тексте это ему скажет другой персонаж). Оно направлено на один из намеченных подготовительной работой аспектов той сложной ситуации, в которой оказался Герой.

В развитии действия школьник ищет реплику, выражающую какой-то иной смысл "ума", дающую возможность нового поворота событий. Это может быть и возражение одного из персонажей, которое Герой в комедии не услышал. Его необходимо убедительнее аргументировать или реплику перефразировать, сделав другой акцент. Это может быть и одно слово, ключевое для понимания. Оно «удерживает» весь диалог.

У кого-то противопоставление старого и нового понимания Героем жизни подается двумя развернутыми суждениями персонажей. Найденное слово/словосочетание обрамлено другими, углубляющими/уточняющими понимание учеником сути происходящего. И, наконец, если это противопоставление приводит к формулировке вопроса, проблемная ситуация полностью обозначена. Найдена смысловая «зацепка».

Наступает развязка: Чацкий задержится в Москве, а в душе ученика останутся отзвуки серьезных размышлений. Он же коснулся важнейших понятий: слово/дело, абстрактное/конкретное, идеальное/материальное. На наш взгляд, такая попытка сопереживания, соучастия (пусть и не для каждого ученика осуществившаяся в полной мере), дает ему гораздо больше, чем обычный литературоведческий анализ произведения.

Диалоговый подход органично сочетается с предоставлением возможности проявить различные компетенции .

1.Коммуникативную (сам факт написания продолжения, в котором Чацкий заканчивает свои монологи и начинает диалог)

2.Учебно-познавательная (осознанно формулируется и решается проблема, есть понимание методологии учебной деятельности)

3.Социо-культурная (акцент в тексте делается на существенных понятиях той эпохи и предпринимается попытка их осмысления в контексте времени с характерными для него нравами, бытом, языком)

4.Ценностно-смысловая (в диалоге проявляется отношение ученика к проблеме, раскрывается смысл некой вечной ценности).

Ф.М. Достоевский когда-то заметил: "… Чтобы умно поступать - одного ума мало". Он также напишет о "русских мальчиках". Чацкий открывает их галерею, мыслитель - не деятель, будущий скиталец в родной земле. Вечные российские вопросы (кто виноват? что делать? что с нами происходит?) – их проклятие. И сегодняшних мальчиков они не обойдут стороной.

Наше горе от ума – это когда есть умение задавать вопросы, но нет желания или возможности получить на них ответы. Произведения, в которых они поставлены наиболее остро, должны заставить задуматься ученика, а не вызывать желание задвинуть литературное произведение по его "изучении" подальше на полку.

Графика позволяет в символической форме отобразить основные линии комедии. «Выдать» свою мысль ученик может при условии предельно конкретного видения смысла произведения в целом. Это пространство, в котором производится мыслительное действие. Ребенку иногда трудно словами выразить идею, тогда можно предложить уточнить, дополнить схему. Некоторым ученикам по силам «сконструировать» свои смысловые линии, используя собственные образные графические решения

semenev1958@mail.ru