Home page
 

 

 

ПоОКаем? Второе дыхание опорного конспекта

 

Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. Все обширнее становится пласт знаний, который обозначается символами. Только сейчас это уже не петроглифы на серых камнях, а знаки, высвечивающиеся на экранах мониторов. Изменился характер начертания, иные в них вкладываются смыслы, но суть остается прежней. Мы идем "назад, в будущее".

Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но когда математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, попытался распространить сферу их применения на другие школьные дисциплины, реакция последовала весьма неоднозначная. И дело не только в том, что работе с ними он придал качественно новое содержание. Предложенный им способ работы с ОС был представлен (вольно или невольно) как чрезвычайно эффективный и универсальный. Обязательный набор операций в строгой последовательности становился главным условием успеха. Перечень необходимых действий был прост и понятен, и свои силы захотелось попробовать многим. Как-то быстро уверовали едва ли не в магическую силу алгоритма. Благодаря ему могли исчезнуть презираемые всеми тройки! Однако довольно скоро стало ясно, что те результаты, которые были заявлены, в реальной практике преподавания достигаются отнюдь не всеми.

Если для учителя математики было естественно алгоритмизировать работу, что соответствует внутренней логике его предмета (последовательность математических действий = последовательности рабочих приемов), то распространение такого подхода на гуманитарные дисциплины было принципиальной ошибкой. Надо отметить, что она отчасти осознавалась уже тогда. Были предложены так называемые уроки открытых мыслей, но они стояли особняком, за границами очерченной схемы. Кроме того, не учитывались особенности учебных предметов. ОС по физике мало чем отличались от ОС по литературе, соответственно и работа с ними строилась примерно одинаково.

В первозданном виде опорный сигнал действительно имел слабые места. Школьные предметы весьма условно можно поделить на две группы. Для первой главное - знание правил, для второй - фактов. Конструкция "шаталовских" конспектов, как все чаще стали называть его сигналы, изначально была ориентирована на усвоение правил. Их главная задача - направить мысли, задать им определенную последовательность. Преподавание истории на использовании только ОС строить нельзя. Знание ее означает, кроме всего прочего, усвоение множества фактов. С точки зрения учителя истории, это наиболее уязвимая точка предложенных тогда конструкций. Отказаться от использования опорного сигнала? Нет! Становилось ясно, несмотря на жесткую, порой весьма убедительную критику, что ОС - это прорыв. Учитель может передавать информацию, используя не только слова, но и обозначения в большей степени, чем того допускает общепринятая практика преподавания!

С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание.
Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.

Уточним основные понятия. Наверное, появилась необходимость ввести новое - "наглядная конструкция" для названия любой совокупности знаков, привычно упорядоченное расположение которых специально нарушается (ключевое слово вместо отрывка текста, математический символ в непривычном значении, запись столбиком, а не по линии и т.д.). Массив такого текста намеренно разделяется на отдельные части, располагающиеся так, чтобы бросалось в глаза самое важное, просматривались связи между фрагментами, т.е. он структурируется. Спектр такого рода конструкций весьма широк. От единичного символа (информация, которой он "нагружен", должна выходить за рамки его буквального "перевода") до развернутого опорного конспекта, снабженного дополнительными конструкциями. Их объединяет то, что они помогают быстрее воспринимать информацию.

Наглядная конструкция - любой специально отредактированный или вновь созданный текст, которому придается определенная структура для более быстрого и эффективного восприятия информации.
Когда мы намеренно изменяем привычное форматирование текста, то уже создаем наглядную конструкцию.

Как правило,
она содержит образ (элемент языка художественного произведения),
значительную часть смысловой нагрузки несут обозначения.

Если в конструкции обозначения-символы играют главную роль, это опорная конструкция (ее не прочитывают, а просматривают - sic!). Опоры - это совокупность слов и обозначений (обозначений от 25% до 100%). Опорные конструкции подразделяются на конспекты, формулы и сигналы.

Опорный конспект - развернутая наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.

Признаки ОК: предельная лаконичность, структурированность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость) и воспроизводимость. Может передавать разноплановую информацию любого объема и сложности. Специфика отображаемых фактов и понятий определенным образом сказывается и на тексте самой конструкции. Развернутая, значит, имеющая большой объем текста (обозначений и ключевых слов), разделенного на 2-5 частей, дающая насыщенную фактами картину жизни целой эпохи или содержательный анализ крупного общественного явления. Главная идея темы выражается обычно через конфигурацию отдельных блоков. Большая плотность материала делает необходимым расположение его по нескольким графическим уровням и 2-3 - цветовым. В такую "лекцию" вживляется несколько ОС, которые придают характерное "выражение лица" опорному конспекту. Самый удачный вариант сигнала - одно обозначение, которое цепляет, "дает установку" на запоминание и делает это хорошо тогда, когда выглядит броско, неповторимо, неотразимо. Именно при его помощи информация мгновенно актуализируется. В преподавании истории самостоятельного значения опорный сигнал не имеет, его текст расширяется до 5-15 обозначений, получается формула.

Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.

1. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом - будущее. С "формулами" жевательных резинок, газированных напитков, бытовой техники мы сталкиваемся на каждом шагу. А ведь по большому счету ОК - это реклама учебного материала.

2. Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект - идеальная Главная страница раздела или темы. Система ссылок может быть, например, такой: имя - портрет и биографическая справка; стрелка - карта событий (указанный фрагмент); дата - хронологический ряд (10 дат до и после выделенной); название битвы - схема и т.д. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.

Возвращаясь к самой болевой точке темы, отметим, что алгоритм необходимо заменить технологией, позволяющей учителю работать и эффективно, и творчески. Разница между этими двумя подходами должна быть не в терминах, а в самой организации работы. Ее необходимо тщательно продумать, согласовать с реальными условиями учебного процесса и потребностями ученика. Мы имели возможность убедиться в том, что и самые дельные чужие рекомендации не гарантируют собственного хорошего результата. При построении технологической цепочки должны соблюдаться определенные принципы, которые вытекают из специфики школьного предмета и природы самого ОК. Непродуманное, точнее бездумное, использование наглядных конструкций принесет больше вреда, чем пользы.

Работая с опорами, учителю истории следует помнить, что


-жесткость каркаса конструкции, ее лаконизм могут непроизвольно подталкивать к схематизму при озвучивании;
-рафинированность текста ОК лишает его малозначительных деталей, которые могут быть важны для восприятия материала конкретным учеником;
-условность обозначений, составляющих конспект, таит опасность отгораживания самого "мира истории" от ребенка.

Преодолеть негативное воздействие этих факторов можно при помощи дополнительных наглядных конструкций, которые создают изобразительный ряд (рисунки, карты, схемы, графики и т.п.). Они встраиваются внутрь текста ОК или сопровождают его, образуя второй план (компьютер без труда дает возможность сделать это).
Сергей СЕЛЕМЕНЕВ,
учитель истории школы N 175

Новосибирск

 

semenev1958@mail.ru