Home page
 

 

 

Создай свою историю России. Наглядные конструкции помогут осмыслить происходящее

Существующие технологические рамки издательского процесса, сжать которые до нескольких месяцев не представляется возможным, приводят к тому, что о событиях 2001 года ученики смогут узнать из учебников, изданных лишь в 2003 году. Как ускорить процесс обновления содержания образования?

Выход может быть найден в энергичном государственном вмешательстве, заключающемся в изыскании средств на создание и оперативное обновление одного "большого" учебника истории России (вместо дюжины имеющихся). Но сегодня общество напугано призраком авторитаризма, и появление второго "Краткого курса" однозначно свидетельствовало бы об откате. Случись это - и прощай плюрализм (уже настолько привычный, что стали редко произносить это слово) и свобода выбора. Ясно, что такой подход к решению проблемы учебников неприемлем по политическим соображениям.

Однако есть возможность выйти из тупика, ликвидировав (или сведя к минимуму) временной зазор между тем, что произошло в стране, и тем, "что пишут в учебниках", без больших издержек, с помощью сравнительно новых технологий обработки и передачи учебной информации. Носителем ее выступает наглядная конструкция - компактное учебное средство, содержание которого легко изменяется и оперативно дополняется необходимыми (новыми) сведениями.
К событиям, современниками (иногда участниками) которых мы были, отношение особое, они еще не стали историческим фактом. Это уже история, которую необходимо рассказывать, но еще нет возможности научно объяснить. Школьный учитель, говоря о событиях 30-50-летней давности, не вправе произвольно их толковать. Он может давать разные подходы, но в рамках определенной, устоявшейся научной концепции. Как в таком случае быть с последними десятью годами? Ведь эмоции еще слишком сильны, волнения не улеглись, и мнения пристрастны. Передоверить эту работу представителям социальных наук - политологам или экономистам? Однако их понятийный аппарат "на ходу" учениками усваивается тяжело, квалифицированно применять его для анализа конкретной ситуации они не могут.

Учитель истории, рассказывая о происшедшем, вправе раскрывать смысл, давать свою оценку, не навязывая ее. Видение времени донести до учеников можно не только длинными монологами или резкими сентенциями, но и через авторские наглядные конструкции, в которых используются графические символы и образы - опорные конспекты, создаваемые с помощью компьютера. Предлагаю один из вариантов таких ОК. Они субъективны, но я вовсе не хочу делать обязательной свою трактовку событий. Те, кто с ней не согласится, легко могут убрать из текста несколько обозначений или, заменив их на другие, сместить акценты, неузнаваемо преображая "картинку"-текст. Еще проще "отредактировать" тему, представленную наглядной конструкцией, по-своему ее озвучив, вложив свое содержание. Такого рода манипуляции с ОК под силу ученикам старших классов, в которых новейшая история изучается. Переписать кажущийся излишне тенденциозным текст учебника или дополнить его развернутым изложением самых последних событий - дело весьма непростое. Зато создать опорный конспект, имея необходимые обозначения и некоторые навыки подобной работы, можно легко и быстро.

Компьютер поможет сделать работу по созданию и использованию ОК особенно эффективной. Здесь необязательно нужно уметь рисовать: обозначения, составляющие опору, в своей основе имеют элементарные фигуры: круг, треугольник, квадрат, линию. В Word 97 на панели Рисование мы найдем все необходимое для их создания. Опорные конспекты в этой программе целесообразнее составлять из графических объектов (обозначения) и объектов WordArt (слова). Создание и настройка текстовых эффектов практически не отличаются от настройки параметров графического объекта Word. Программа CorelDraw 10, специально предназначенная для графического дизайна, имеет более сложный интерфейс, но дает возможность сделать наглядную конструкцию по-настоящему выразительной и броской.

Электронная версия опорного конспекта оперативно модернизируется. По мере уточнения или расширения фактической составляющей ОК и углубления понимания сути произошедшего (выраженной соответствующим понятийным рядом) изменяется компоновка текста, добавляются/убираются слова и обозначения. Что касается фактических уточнений и дополнений, то и их легко сделать, прибегнув к услугам интернета. По адресу dosiye.ru найдем информацию о выборах, парламенте и принятых законах, INOPRESSA.RU покажет взгляд на российские события иностранных журналистов, порывшись в архиве Национальной службы новостей (nns.ru) и заглянув на информационно-аналитический портал Современная Россия (nasledie.ru), составим полное представление об интересующем нас событии современной истории. Мнение видного политика о случившемся уточним без личной встречи, посетив его сайт; справочный материал нам дадут, если мы наберем http://www.temadnia.ru/spravka; за аналитическим обратимся в Аналитический центр on-line (http://www.ancentr.ru) и т.д. Ресурсов Runeta достаточно, чтобы в "домашних" условиях создать собственную версию учебника по новейшей истории. Когда начинаешь воссоздавать из отдельных информационных фрагментов панораму общественной жизни, возникает чувство вовлеченности в происходящее. Работа захватывает, "картину жизни" хочется нарисовать более детальную и перспективу сделать глубокой.

Выбранную из Сети наиболее ценную информацию стоит сохранять в специальной папке на жестком диске. Компьютерную версию ОК сразу следует конструировать как гипертекст, превращая соответствующие слова и обозначения в ссылки на документы, имеющиеся в этой папке (интернете). Вставка гиперссылки в текст наглядной конструкции, созданной в Word 97, делается следующим образом. Выделим в тексте опоры слово или обозначение - место вставки гиперссылки. Выполнив команду Гиперссылка... меню Вставка, откроем диалоговое окно Добавить гиперссылку. В списке Связать с файлом/URL: введем нужный адрес (адрес файла документа на локальном диске или адрес документа в сети Internet). При необходимости, нажав верхнюю кнопку Обзор... откроем диалоговое окно Связать с файлом и выберем файл для установления связи с ним гиперссылки.

Опорные конспекты по современной истории имеют ряд особенностей, обусловленных новизной материала, что создает трудности не только для его понимания, но и выражения. Мало устойчивых стереотипов, которые послужили бы основой для выстраивания образного ряда. То, что произошло, еще не опосредовано "последним словом", взгляд общества на событие еще не "сфокусировался", не приобрел достаточной отчетливости, не ясно, куда "дует ветер истории".
Тем не менее наглядные конструкции дают не только факты, но и понятия для их осмысления, направленность которого намечает образный ряд, заключающий в себе также определенную оценку того, что случилось с нами и нашей страной.

Сергей СЕЛЕМЕНЕВ,
учитель истории школы N 175,
Новосибирск

semenev1958@mail.ru